Новости
#Интервью

Строительный контроль — это кадры, оборудование и высочайший профессионализм

Интервью генерального директора РосСтройКонтроля Владимира Щербинина в Отраслевом журнале «Строительство»:

Строительный контроль на объекте, по большей части, и застройщики, и подрядчики воспринимают как небольшое, но довольно занудное обременение, не требующее особых средств. Однако настоящий строительный контроль — один из ключевых элементов создания объекта. Откуда же пошло такое пренебрежительное отношение к стройконтролю, и каким он должен быть на самом деле? Об этом мы беседуем с генеральным директором подведомственного Минстрою России ФБУ «РосСтройКонтроль» Владимиром Щербининым:

— Владимир Станиславович, поводом для нашего интервью стали результаты торгов по очередному госконтракту на осуществление строительного контроля, где его стоимость ушла «в минус». И это бывает довольно часто. Возникает вопрос: почему строительный контроль — одно из ключевых звеньев строительного процесса — в результате торгов может стоить крайне дешево? Ведь на самом деле он не может быть дешевым, судя по тому, на каком уровне организована и оплачивается работа РосСтройКонтроля…

Вы правы, качественный строительный контроль не может быть дешевым. Что касается РосСтройКонтроля, наша работа оплачивается согласно установленным еще в 2010 году государственным расценкам, хотя многие компании, которые ведут государственный строительный контроль, говорят, что этого норматива не хватает. Не могу сказать, что мы живем без проблем, но мы построили работу таким образом, что экономим на накладных расходах по региональным подразделениям. Сегодня многие функции выполняет центральный офис посредством современных коммуникаций, при необходимости есть выездные проверки. На это нам денег вполне хватает.

Теперь вернемся к вашему вопросу. Конечно, убыточные торги — это нонсенс. Казалось бы, на торги приходит коммерчески настроенный подрядчик, который хочет заработать деньги, оказывая недешевую услугу, и при этом не только не заключает выгодный контракт, но еще и должен доплатить заказчику за право работать. Странный альтруизм! Конечно, когда у заказчика есть собственная инспекция строительного контроля, он может экономить на чем угодно. Но когда заказчик расторговывает контракт и получает «кота в мешке», не знаю, о чем он думает… Потому что строительный контроль отвечает и за безопасность, и за соблюдение технических регламентов, и за правильность подтверждения объемов работ, что, в первую очередь, связано с оплатой этих работ. Неправильно посчитали, неправильно приняли, некачественно отработали — и заказчик, оплатив такие работы, рискует тут же попасть под уголовное преследование, а правоохранители у нас не дремлют.

Строительный контроль отвечает и за безопасность, и за соблюдение технических регламентов, и за правильность подтверждения объемов работ, что, в первую очередь, связано с оплатой этих работ

На мой взгляд, торговые процедуры строительных процессов в рамках 44-ФЗ не работают. Сегодня отбирать как подрядчиков, так и строительный контроль нужно, в первую очередь, не по цене, а исходя из других критериев, в том числе по профессиональным качествам и возможности обеспечить надлежащий контроль за строительством. Экономия в данном случае выходит боком, и заказчик, получив такого контролера, очень сильно рискует.

— Нелепость ситуации состоит еще и в том, что согласно 44-ФЗ госзаказчик обязан заключить контракт с победителем торгов, даже если он видит, что этот «кот в мешке» сомнительного происхождения…

Как правило, да. С другой стороны, мы пробовали участвовать в торгах по 44-ФЗ с государственными корпорациями, где как раз существует возможность устанавливать другие критерии в качестве основных, нежели критерий наименьшей цены. В этом случае заказчик проверяет возможности компании, время ее нахождения на рынке, количество сотрудников, деловую репутацию и так далее. И там с небольшим тендерным снижением — не более 10% — мы со своим опытом и репутацией победили очень легко. И ни один коммерческий подрядчик, как бы не ухищрялся, не смог превзойти то качество стройконтроля, которое мы предлагаем.


— То есть, на самом деле, все зависит от тех критериев, которые устанавливает заказчик?

Думаю, так и есть, потому что заказчик идет по пути наименьшего сопротивления, работы у него много, и он дает простое техническое задание на оказание услуг строительного контроля, где основным критерием является цена. На самом деле работа по установлению критериев на конкурсе должна быть тщательно проработанной — это залог прихода качественного подрядчика.

— Помимо всего прочего, качественный строительный контроль предполагает использование дорогого оборудования. А откуда оно может появиться у компании, которая работает себе в убыток?

Согласен, нынешнее оснащение строительного контроля — это «космос» по сравнению с тем, что было 30 и даже 10 лет назад. Мы о таких приборах — легких, удобных, которые дают возможность неразрушающими методами осуществить контроль на объекте, — раньше могли только мечтать. Строительный контроль шагнул далеко вперед, но это «удовольствие» не из дешевых. Многие коммерческие организации, предоставляющие услуги по строительному контролю, не имеют в арсенале тех приборов, которыми пользуются инспекторы РосСтройКонтроля. Вопрос: какого качества эти услуги?

Строительный контроль шагнул далеко вперед, но это «удовольствие» не из дешевых

Сегодня у нас есть возможность приемки работ при помощи передовых средств осуществления стройконтроля, например, квадрокоптеров с навесным оборудованием, которые с высокой точностью дают возможность проведения лазерной съемки линейных объектов. Это сильно упрощает контроль за объектом с точки зрения выполняемых объемов работ, а также существенно сокращает время на его проведение. Кроме того, мы применяем лазерные тахеометры и сканеры для 3D-визуализации объектов, а все наши инспекторы вооружены планшетами, ноутбуками и прочим необходимым оборудованием. Может ли маленькая коммерческая компания все это позволить? Конечно, нет. Там чаще всего применяются традиционные методы «визуального контроля».

Современный строительный контроль на объекте не может стоить дешево и вестись компанией без оборудования и профессионалов

На самом деле, компаний, которые осуществляют строительный контроль на том уровне, на котором это делаем мы, не так уж и много. И все мы друг друга знаем. С самых первых дней РосСтройКонтроль ставил перед собой задачу — обеспечить эталонный строительный контроль в Российской Федерации. Мы к этой цели движемся, но пока ее еще не достигли, потому что каждый год получаем дополнительные объемы строительства, которые необходимо качественно контролировать по всей территории России. И этот нарастающий объем не всегда дает возможность остановиться, оглядеться и подумать, как еще повысить качество нашей работы. Но в целом ошибки сведены к минимуму, и нареканий ни от надзорных органов, ни от заказчиков, ни от организаций, которые в дальнейшем эксплуатируют подконтрольные РосСтройКонтролю объекты, мы не получаем.

На сегодняшний день РосСтройКонтроль готовится к участию в двух новых федеральных программах — по «Развитию туризма» в Российской Федерации и к Федеральной адресной инвестиционной программе, которая уже передана Минстрою России. Объем строек, на которых необходимо будет осуществлять централизованный строительный контроль, возрастет для нас в три раза.

Мы к этому очень серьезно готовимся, в том числе, готовим перспективный кадровый резерв. К настоящему времени РосСтройКонтролем уже заключены соглашения о сотрудничестве практически со всеми вузами-участниками Отраслевого консорциума «Строительство и архитектура» в части организации программ практики студентов. Более того, с этого года на базе НИУ МГСУ запущена программа подготовки специалистов строительного контроля, которая максимально отражает специфику деятельности инспекторов ФБУ «РосСтройКонтроль». Также прорабатывается вопрос создания магистерской программы по специальности «Строительный контроль».


Конечно, мы работаем не только со студентами. Инспектор строительного контроля должен иметь соответствующий опыт в строительстве, а также обязательное свидетельство о включении в Национальный реестр специалистов, который ведет НОСТРОЙ. У нас нет ни одного инспектора, не имеющего такого статуса. А подготовить молодую смену с опытом работы в 10 или хотя бы в 5 лет — это очень длительный процесс. Поэтому мы предлагаем студентам и выпускникам строительных вузов высокооплачиваемые позиции в качестве помощников инспекторов строительного контроля, чтобы они в перспективе доросли до самостоятельных специалистов.

— Может быть, уже пора подумать о требованиях, которые должны предъявляться организациям, осуществляющим строительный контроль? Потому что маленькие коммерческие организации, которые выходят на торги по стройконтролю и уходят «в минус», не имеют ничего, кроме принтера и секретаря…

В настоящий момент Минстрой России работает над системой аттестации и присвоения квалификационного статуса «Специалист строительного контроля». Мы поддерживаем эту работу, потому что инспектор строительного контроля — это не просто хороший инженер-строитель, а штучный специалист. И к этой работе нужно быть готовым. Инспектор должен персонально отвечать за свою работу и за каждую поставленную подпись. А отдельно аттестовывать организации строительного контроля смысла нет.

Мы надеемся, что наш коллектив успешно пройдет все эти квалификационные испытания и подтвердит свой уровень. Наши инспекторы независимы от региональных властей, от местных желаний и интересов, и многие руководители в регионах отмечают, что все участники стройки стали более дисциплинированными, а сама стройка начинает приходить к тому облику, какой она и должна быть по нормативным документам. Мы даем большой объем аналитики, прогнозируем риски неосвоения выделенных бюджетных средств, потому что деньги должны быть потрачены на конкретное строительство объектов. И если стройка по какой-то причине начинает буксовать — хотя таких строек у нас крайне мало — она сразу попадает в красную зону «светофоров», и Министр сразу обращает на это внимание.

Могу сказать, что регионы стараются в эти красные зоны не попадать и очень живо реагируют на все замечания. Наша правдивая информация позволяет руководителям отрасли видеть состояние сектора по всей России и принимать оперативные, основанные на достоверных данных решения. Так что есть много положительных эффектов, сопутствующих строительному контролю федерального уровня, и ни одна коммерческая организация на сегодняшний день эти функции на себя взять не может.

— В такой конструкции строительный контроль — уже не дешевое приложение к строительному процессу и не «где-то рядом» с подрядчиком, а, можно сказать, «над ним». То есть, меняется вся идеология управления финансами и организацией строительства.

РосСтройКонтроль полностью независим от внешних факторов. На начальном этапе заказчики пробовали управлять нами в привычном для них режиме, но у них этого не получилось. Пробовали даже жаловаться, что мы проявляем избыточную принципиальность, но через несколько лет все встало на свои места. Для заказчика мы, хоть и ведем от его лица строительный контроль, — структура независимая, потому что оплата нашей работы изначально зашита в смете строительства. У нас нет задачи просто потратить деньги — есть задача ввести объект качественно и в установленные сроки, и здесь мы с заказчиком находимся в одной лодке. И такой подход дает очень хорошие результаты.

— Мы уже затронули вопрос оборудования для строительного контроля — по вашему мнению, что сейчас нужно инспектору строительного контроля для успешной работы где-нибудь в Якутии или Республике Тыва?

Инспектору нужен стандартный набор инструментов и техники, который, как я уже говорил, у всех наших инспекторов есть. Конечно, можно в каждое представительство отправить большой объем высокотехнологичного оборудования, но не всем оборудованием каждый инспектор сможет пользоваться. Например, лазерный тахеометр нужен далеко не на каждой стройке, и работать с ним может специалист только высочайшего уровня. Такие приборы необходимы только для контроля на особо сложных объектах, и в скором времени на базе каждого федерального округа будет сформирована высокопрофессиональная геодезическая бригада, которая будет с этим оборудованием — дронами, тахеометрами — работать. Мы, конечно, следим за новинками в нашей области — например, сегодня появились роботы-собаки, но мы посчитали, что это дорогая игрушка, и она строителям не поможет. Пока еще нет такого робота, который смог бы полностью заменить инспектора строительного контроля — и появится ли он в будущем, неизвестно.


Сейчас РосСтройКонтроль больше нацелен на автоматизацию процессов — технической базой при осуществлении строительного контроля мы обеспечены, однако на сегодняшний день на рынке нет программных продуктов, которые полностью соответствуют нашим требованиям. И мы ищем отечественный продукт, который удовлетворил бы наших инспекторов.

При этом весьма беспокоит неготовность всех участников строительного комплекса к переходу на технологии информационного моделирования (ТИМ). Мы еще в прошлом году начали обучать наших сотрудников работе с информационной моделью. Хочу сказать, что сам ТИМ не вызвал ни у кого паники или неприятия. Вызывает вопрос другое — как будет двигаться проектная документация, выполненная с применением ТИМ, между всеми участниками процесса? От заказчика к подрядчику, в строительный контроль? Как будет формироваться исполнительная документация, в каком месте в эту исполнительную документацию при необходимости будут вноситься корректировки? То есть, должна быть сформирована некая среда общих данных, к которой будут обращаться все участники строительного процесса. И любые изменения, вносимые в эталонную документацию, должны быть корректны и позволительны только для тех, кто имеет право эти изменения вносить. Пока такой общей среды мы не видим.

Вопрос: как будет двигаться проектная документация, выполненная с применением ТИМ, между всеми участниками процесса?

Кроме того, по итогам строительства должна быть сформирована документация, которая сопровождает ввод объекта. На данный момент не понятно, как эта документация будет формироваться и передаваться? Как будет подключаться эксплуатационная организация к общей среде данных и к модели, где заложены все данные? И нужен ли этой организации весь объем данных? Пока вопросов больше, чем ответов.

Наши инспекторы готовы работать в любых условиях, в том числе подписывать цифровые акты выполненных работ. Но, на мой взгляд, сегодня к этому полностью не готовы ни региональные заказчики, ни подрядчики, которым привычнее работать на бумаге и которым нужно повышать свои цифровые компетенции. Хоть мы и «стартовали» в сторону ТИМ, сзади пока — никого.

А если говорить об импортозамещении, наш софт еще не набрал необходимое качество и полноту. Над этим тоже придется работать, и это наш шанс догнать и перегнать зарубежных коллег. Более того, для государственных строек нужно какое-то централизованное решение, как именно и на каком софте будут формироваться, использоваться и храниться ТИМ-модели. И упор должен быть на отечественные разработки.

Кроме того, все ждут законодательных решений по развитию ТИМ-технологий, что, на мой взгляд, очень серьезно повысит качество проектирования, потому что практически на каждом объекте мы сталкиваемся с пересечением внутренних инженерных сетей, вентиляции, отопления, водоснабжения, электроснабжения. Поэтому идет постоянная корректировка рабочей документации, вплоть до переносов срока строительства. ТИМ-модель, в свою очередь, исключает подобного рода ошибки, в том числе человеческий фактор. И мы, как строительный контроль, очень этот переход ждем.

— Как изменится ваша работа с переходом в Минстрой России Федеральной адресной инвестиционной программы?

ФАИП на 2023-2027 гг. уже передана в управление Минстроя России, и в ближайшем будущем РосСтройКонтролю планируется делегировать полномочия по осуществлению строительного контроля на объектах программы. И все то информационное поле, которое уже сформировано для программ Минстроя России, будет распространяться на объекты ФАИП. Мы ожидаем выхода соответствующего постановления в августе, и, скорее всего, уже в этом году начнем заходить на новые объекты программы, а также на те объекты, реализацию которых планируют завершить в 2023-2024 годах.

— Ждете неприятных сюрпризов?

Они могут быть, и, как правило, обнаруживаются в объектах незавершенного строительства. Сложности никто не исключает. Но для нас самое важное — охватить строительство всех объектов в масштабе страны, в том числе мелких, с небольшим финансированием, так как они тоже входят в программу.


Например, несколько месяцев назад мы заключили договор на осуществление строительного контроля на сумму 46 тыс. рублей — строительство водозаборного узла в деревне по проекту «Чистая вода», которое финансируется из средств федерального бюджета. И все равно нужно работать. Кроме того, по ФАИП, помимо мелких, добавятся и особо сложные объекты, но для профессионалов преодоление сложностей только придает красок и интереса в работе. Поэтому все, что будет строиться, мы отконтролируем.

— Может ли приход качественного строительного контроля подстегнуть процессы на стройке?

Я думаю, нет, напрямую эти процессы не взаимоувязаны. Задача стройконтроля — не подстегивать стройку, а не давать строителям «гнать» брак. Мы можем выявить причину, из-за чего буксует стройка, показать реальную ситуацию на объекте, дать аналитику для руководителей, на основе которой они, в свою очередь, могут «подстегнуть» стройку в рамках своих полномочий. Это может быть либо Минстрой России, либо местный заказчик, которому мы даем реальную картину хода строительства, так как с нашим приходом ситуация на стройке становится прозрачной до самого верхнего уровня. Это то, чего не хватает для принятия решений — правдивой и достоверной информации, которая ретранслируется до самого верха.

Мы можем выявить причину, из-за чего буксует стройка, показать реальную ситуацию на объекте, дать аналитику для руководителей, на основе которой они, в свою очередь, могут «подстегнуть» стройку в рамках своих полномочий

Все эти условия нашли отражение в информационной системе Минстроя России, разработанной совместно с РосСтройКонтролем, в которой на сегодняшний день осуществляется мониторинг всех наших объектов (ИАС УИСП). Сейчас мы ее дорабатываем, добавляем аналитические функции, визуализацию, улучшаем качество исходных данных. Некоторые регионы взяли нашу систему на вооружение и загружают в нее региональные объекты: сегодня бесплатно для любого бюджетного учреждения или региона России мы предоставляем коробочную версию для самостоятельного использования. Можно сказать, система пошла в народ. Изначально мы старались сделать ее максимально дружелюбной для всех пользователей с упором на простой и удобный пользовательский интерфейс.

Поэтому, я уверен, что даже после передачи объектов ФАИП, мы со своей работой справимся. Правда, все чаще возникает желание разработать «машину по клонированию профессиональных кадров», которая позволила бы оперативно восполнять дефицит специалистов, потому что без профессионалов работать сложно. По нашим самым скромным оценкам, наша штатная численность в ближайшее время возрастет до 1100-1200 человек.

Сегодня нам необходимо выстраивать работу более технологично, так как не все можно и нужно решать увеличением штата сотрудников. И мы надеемся, что современные технологии и инструменты помогут сохранить то качество строительного контроля, которое мы имеет на сегодняшний день.