Дорогие мои маленькие друзья! 


Старый книгочей приглашает вас на уроки русской поэзии. 

Вы узнаете, что такое поэзия, чем она отличается от прозы 

и «как делать стихи»

Занятие первое: чем отличаются стихи от прозы

Вот и осень пришла, безотрадная осень. Птицы смолкли, листва облетела в садах.
Грустно хмурятся люди...


Начнём с маленького фрагмента из осеннего стихотворения великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Это стихи не для детей. Для взрослых? Да.   

Но только ли? Разве дети, то есть, вы, не взгрустнёте вместе с поэтом, разве не восхититесь его волшебными строчками:

 

Обвеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит;

Из летних листьев разве сотый,

Блестя осенней позолотой,

Ещё на ветке шелестит.

Иоганн Генрих Тишбейн  "Эвтерпа" (1782)

Перечитывая Тютчева и глядя на печальные обнаженные ветви берёз, я подумал: многие из вас - я это точно знаю - сами пробуют сочинять стихи. А это ведь очень непростое дело. И потому давайте поговорим о поэзии. Почему она такая волшебница? Отчего настоящий поэт, произнося те же самые, что и мы с вами, слова, добивается такого напевного, такого гармоничного звучания?  


Впрочем, хочу вас сразу же предупредить: всех и, может быть, самых главных тайн поэзии открыть и объяснить не дано никому. Они открыты только Аполлону, древнегреческому богу солнечного света и вдохновения, да девяти его божественным служительницам Музам, из которых Муза лирической поэзии, звавшаяся Эвтерпой, осеняла Тютчева, Пушкина, да и нас с вами осеняет, коль скоро говорим мы о русской лирике. Даже сами эти великие поэты вряд ли сумели бы объяснить вам, как удалось им создать свои шедевры. 


Одно слово "вдохновение" заменяет в таких случаях любые объяснения, и мы согласно киваем головами и поднимаем глаза к небу, к солнцу, к Аполлону. И всё же кое-что среди этих тайн и загадок объяснению поддаётся.

Прежде всего, ответьте, заметили ли вы, что самые первые строки этой моей беседы с вами отличаются от всех остальных?
Заметили? Молодцы! Действительно, они построены так, чтобы всё в них, как говорили ребятишки в моём детстве, было в склад и в лад.
А что значит "в склад и в лад"?
Ну, это чтобы слова можно было... пропеть. 

Действительно, попробуйте, например, пропеть:

    Есть короткая, но дивная пора в первоначальной осени...

Сложновато? А так:

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...

Уже легче.
А если ещё и разбить одну длинную строчку на две:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора... 

то получится совсем уже легко. 

Складно, ладно и поётся. Это, в общем, и называется стихами, поэзией. Она появилась очень-очень давно, во времена незапамятные. Во всяком случае, вряд ли намного позднее обычной, прозаической речи. А в художественной литературе - раньше. Почему? Да потому что в те времена люди ещё не умели писать. А сочинять уже умели. И вот для того, чтобы запомнить сочинённое, а также для того, чтобы порадовать слушателя необычной красивой речью, сочинять стали стихами, складными да ладными преимущественно недлинными фразами. И дыхание во время исполнения под какие-нибудь гусли или лиру можно перевести, и слушатель лучше запомнит.

Виктор Лагье "Лира"

Виктор Васнецов "Баян" (1910)

А как же всё-таки добиваются поэты такого склада? Ещё раз перечитайте сначала: "Есть в первоначальной осени короткая, но дивная пора", а потом: "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора"... Улавливаете разницу? Правильно: различие в расстановке слов. И только. Однако эта расстановка слов делается в определённой последовательности. В какой?

Наш язык, как все вы прекрасно знаете, состоит из звуков, которые на письме обозначаются буквами. Звуки и буквы бывают гласные и согласные. Сочетания гласных и согласных звуков и букв составляют слоги. Сочетания слогов составляют слова. Ну а уж из сочетания слов получаются фразы и предложения. Все вы, наверное, помните, как трудно и неуверенно вы читали на первых порах: складывали буквы в слоги, а слоги в слова. В словах, если они были не такие родные и знакомые, как "ма-ма", "па-па", "ба-ба" и "де-да" вы с трудом подыскивали главные, ударные, слоги, подыскивали, пока не вспоминали, пока не узнавали этих слов, слышанных раньше.

Ударение - очень важная вещь, и особенно - в поэзии, потому что именно правильное чередование ударных и неударных слогов и составляет её основу - ритм.

Теперь ясно, что поэтическая строка отличается от обыкновенной ритмом.
И, значит, слова для неё подбираются так, чтобы составляющие их ударные и безударные слоги чередовались в определённой строгой последовательности.
Самый простой пример:


МА-ма МЫ-ла РАму.


Здесь три слова. Каждое состоит из двух слогов. Ударные слоги выделены крупным шрифтом. Мы видим, что каждый первый из двух составляющих каждое слово слогов - ударный, а каждый второй, наоборот, безударный. Значит, приведённая строчка - поэтическая.


Возьмём пример посложнее.

Люблю грозу в начале мая...

Это - начальная строка стихотворения Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза".
Попробуем разобраться, почему эта строка поэтическая?

Люб - ЛЮ гро- ЗУ в на - ЧА - ле МА - я...

Здесь наоборот, ударный слог - каждый второй. Однако, подчёркиваю, это, КАЖДЫЙ второй.

Есть ли разница между образцами первым и вторым? Конечно. Во-первых, разница художественная, во-вторых, разница в принципе чередования ударных слогов. Оставим пока художественность, продолжим о чередовании.

По принципу чередования ударных и безударных слогов измеряется ритм стихотворения, или его метр. Такое сочетание ударного и безударного слогов называется СТОПОЙ. Стопа совсем не обязательно должна составлять слово. Вот в словах "люблю" и "грозу " в тютчевской строке действительно по одной стопе, но уже в слове "начале " - не одна, а полторы стопы, потому что в нём три слога - безударный, ударный и снова безударный. А Тютчев составляет строку, как мы уже говорили, строго чередуя безударный и ударный слоги, через раз. И получается, что в последнем слове строки "мая" ударение падает на первый слог, но в стопе он как раз второй, то есть именно такой, какой нужно, чтобы ритм стихотворения сохранился.

Такая стопа, как в приведенной строке Тютчева, или в строке "Мама мыла раму", называется двусложной, потому что состоит из двух слогов. А размеры стихотворений, написанных с помощью двусложной стопы, называются ХОРЕЕМ и ЯМБОМ. Хорей - это двусложный размер, в котором ударение падает на каждый первый, или нечётный, слог; а ямб - двусложный размер, в котором ударение падает на второй, или чётный слог. Таким образом, получается, что "мама мыла раму" - это хорей, а "есть в осени первоначальной" - ямб. Но это ещё далеко не всё...

Наверное, вы уже немножко устали? Что ж, тогда будем считать:  на этом первый урок закончен. 

Домашнее задание?  Попробуйте посчитать, подумать и ответить всего на четыре вопроса. Вот они:

1. Почему ваш старый книгочей сказал, что поэзия пришла
в художественную литературу раньше, чем проза?

2. Что такое стопа; есть ли разница между стопой и словом; если
есть, то какая?

3. Как вы думаете, откуда пришли к нам эти слова, понятия и стихотворные размеры - "хорей" и "ямб"?

4. Каким размером написаны следующие стихи:

"Весь лес стоит как бы хрустальный..." (Ф. Тютчев)
    "Старший - умный был детина..." (П. Ершов)

А сейчас простимся до новой встречи. Вы отдохнёте и попробуете ответить на вопросы, а я подумаю над тем, о чем рассказать вам в следующий раз.

Да, чуть не забыл... Задание для отличников: отыщите, пожалуйста, и прочитайте полностью то стихотворение Ф.И. Тютчева, фрагмент из которого мы только что прочитали вместе, и напишите маленькое сочинение о нём. Что вам в этом стихотворении особенно понравилось, что вы не смогли понять и вам не объяснили учителя и родители? Вообще, напишите о ваших впечатлениях об осени, которую изобразил поэт, и об осени, которую вы видите своими глазами.

А если вы что-нибудь знаете о самом Фёдоре Ивановиче Тютчеве, то напишите и о нём.

До следующей встречи!