Лукашенко: нам предстоит перезагрузить систему образования, это вопрос государственной важности

Патриота может воспитать только патриот

Перед системой образования время ставит беспрецедентный вызов. В воспитательном и образовательном процессе крайне важно заполнить пробелы. Политика в школе может быть только одна — государственная. Учитель — неприкосновенен… О чем еще шла речь на Республиканском педсовете

На пленарном заседании этого масштабного форума Глава государства лично расставил акценты по наиболее важным направлениям развития образовательной сферы. Мероприятие собрало в Минске около тысячи педагогов, руководителей учреждений образования, республиканских и местных органов государственного управления, а также представителей общественных объединений и отраслевого профсоюза. В центре внимания — стратегические вопросы развития национальной системы образования до 2030 года. Анализируя недавнюю ситуацию в стране, Александр ­Лукашенко поставил задачу:
— Уроки усвоены. Случившиеся события предопределили глобальность тех вопросов, которые мы вынесли на этот педсовет. Нам предстоит перезагрузить систему образования. Сегодня это вопрос государственной важности.

Время испытаний — закаляет

И это непреложная истина. Система образования Беларуси, пройдя через все перипетии последнего времени, должна выйти окрепшей и обновленной. ­Александр ­Лукашенко отметил:
— Время ставит перед системой образования беспрецедентный по своей серьезности вызов. 
В этом зале собрались неравнодушные, любящие детей, свою профессию, родную страну специалисты. Очень важно, что вы приехали из всех уголков нашей Беларуси. Приехали с личным опытом, переживаниями и, конечно же, вопросами. Со вчерашнего дня вы обмениваетесь мыслями и идеями на самом высоком уровне.

Глава государства обратил внимание на то, что последние два года были непростыми для страны и системы образования:

— Много было испытаний. Это и пандемия, которая создала стрессовые условия и заставила на ходу перестраивать учебный процесс. Это и политические события, которые затронули работников системы образования не меньше, чем силовиков и государственных служащих.

Президент обратился к собравшимся:
— Сегодня я благодарю недрогнувших и в вашем лице всю нашу педагогическую общественность за профессионализм, преданность своему делу и гражданскую позицию, от которой зависело многое. 
Вы сделали все, чтобы наши детишки учились, когда мы ничего не знали про вирус и было страшно ходить на работу. Знаю, какие угрозы сыпались в ваш адрес, когда начались бунты и блицкриг, особенно в Минске. В условиях травли вы мужественно делали свою работу: учили, воспитывали, терпеливо общались с агрессивно настроенными родителями. Я знаю все. Как во многом благодаря вам удалось удержать подростков от противоправных действий. Пусть не всех. Как вы чуть ли не за руку их ловили. Эти дети, их родители сегодня должны сделать выводы и по-новому взглянуть на миссию учителя, его роль в судьбе народа и в судьбе нашей страны.

Глава государства особо подчеркнул роль педагогов в сохранении мира в стране:
— Вы в очередной раз подтвердили, что образование — это не сфера услуг, не бизнес, а оплот нашей государственности, социально значимая отрасль экономики.

Идет война за ценности

Напомнил Глава государства и о давней мудрости: после хлеба самое важное для народа — это школа:
— Не умаляя роль семьи, мы все с вами хорошо понимаем, что именно воспитатель и учитель стоят у истоков формирования народа как единой нации. Наука это называет национальной идентичностью. По-простому — патриотизм. В этом понятии много смыслов: любовь к Родине, уважение к достижениям прошлого, приверженность традициям, почитание старших поколений, гордость за успехи современников, стремление внести свой вклад в историю страны.
Во время своего выступления Президент обратил внимание на сложность обстановки в мире:

— Время непростое. Я уже говорил, что в мире идет война за ценности. В их числе и то, что нам удалось сохранить: классическая система образования, которая основана на содержании и методологии, равный для всех детей и молодежи доступ к получению знаний, востребованной профессии, гарантированное первое рабочее место независимо от места проживания, происхождения и достатка.

Президент подчеркнул, что это достижения, которыми не каждая называющая себя благополучной страна может похвастаться. В Беларуси же они закреплены на законодательном уровне.

Найти и заполнить пробелы

Последние события заставили специалистов и не только обратить внимание на одну из важнейших функций образовательного процесса — воспитательную. Серьезных, катастрофических проблем, по словам Президента, здесь нет. А все разговоры о том, что мы, дескать, упустили молодежь, больше похожи на демагогию. В конце концов, проблема отцов и детей существовала во все времена. И всегда многим молодым людям был свойствен бунтарский, порой даже радикальный дух. Тем не менее, заметил ­Александр ­Лукашенко, объективно прошлый год нам показал, что есть предпосылки, которые могут привести к непоправимым последствиям:
— Чем меньше остается тех, кто был воспитан на ценностях советского времени, тем острее мы это ощущаем. В чем-то мы расплачиваемся за реформы 90-х. Во многих процессах не последнюю роль сыграли внешние силы. Вспомните программы Сороса. Мы вовремя свернули их здесь, но след остался. Свою лепту вносит и цифровизация: дети ушли с головой в интернет, а там сами знаете, кто и как их воспитывает.

Впрочем, сегодня цель не в поиске виновных. Президент конкретизирует:

— У нас с вами глобальная задача — найти и заполнить пробелы в воспитательном и образовательном процессе. Честно признаться, где мы недоработали. Засучить рукава и сделать все, чтобы нам не страшно было передавать страну тем, кто завтра выйдет за порог школы, техникума или вуза.

Политика в школе одна — государственная

Президент отметил:

— Вопрос, который сегодня, как говорится, висит в воздухе: должна ли школа участвовать в политической жизни страны? 
Ответ однозначный: школа не может быть вне политики. Но политика там должна быть только одна — государственная. Флаг и гимн — государственные. И давайте прекратим разговоры на эту тему. Так происходит во всех уважающих себя странах — от США до Китая, включая братскую Россию.
И это, уверен Александр ­Лукашенко, профессионалы понимают:

— Как понимают и то, что гражданская и жизненная позиция педагога, его участие в общественной или политической жизни страны — это пример, на котором воспитываются не только ученики, но порой и учителя. Школа порой перевоспитывает и родителей. Ведь мы с вами прекрасно знаем, что любые фундаментальные знания должны подтверждаться примерами из жизни. В общении с детьми не избежать анализа событий прошлого и настоящего, их оценки с позиции интересов государства, в котором живем. Что это, если не политика? Это основа, фундамент любой политики. И закладывается он в школе.

Президент подчеркнул:
— Патриота может воспитать только патриот. И не имеет значения, какой предмет преподает учитель. Можно и задачу по химии сформулировать так, что ребенок будет гордиться своей страной. Или наоборот.

Глава государства отметил, что он так ставит вопрос еще и потому, что часть нашей молодежи, получив образование здесь, стремится уехать за рубеж:

— Не все, но тенденция настораживает. Ведь те, кто уезжает, отрываются — это самое страшное — от своих корней. Хорошо, когда едут за новым опытом или знаниями, чтобы применить их на Родине. И то надо внимательней посмотреть, кто и чему их там учит.

Президент уточнил:

— С одной стороны, вы, учителя, преподаватели, выпускаете из школы перспективных студентов, высококлассных специалистов, которые ценятся за рубежом. Качество знаний и компетенций, которые вы даете, выше всех похвал. Как говорится, за обучение вам можно поставить 10 баллов. А какую оценку мы с вами должны поставить себе за патриотическое воспитание детей? Наверное, до 10 баллов мы с вами недотягиваем.

Школа и семья — союзники

Глава государства затронул тему дискуссий о распределении ответственности в воспитании ребенка между родителями и педагогами. Он убежден, что перекладывание ответственности здесь недопустимо:

— Послушайте, когда человек выбирает профессию учителя, он, как говорил великий Сухомлинский, должен отдать детям свое сердце… 
Настоящий учитель никогда не будет разделять ответственность за ребенка между школой и семьей. Он и родителей вовлечет в процесс, сделает их союзниками на период всего обучения.
Александр ­Лукашенко высказал ряд критических замечаний: 

— Некоторые родители вдруг решили, что могут смотреть и на учебный процесс, и на воспитание ребенка со стороны. Не обижайтесь, но и среди учителей есть такие, кто сводит урок к механической отработке темы, перекладывая все остальное на родителей. Я скажу так: от Президента страны до нянечки в детском саду, мы все — общество, школа, родители — отвечаем за нравственное и духовное развитие детей. Других вариантов нет и быть не может.

Глава государства поддержал идею развития проекта «Родительские университеты»:

— Это известная форма работы с родителями. А кто им поможет в вопросах воспитания ребенка, если не учителя с профессиональными знаниями педагогики, психологии, дидактики? Такую практику надо распространить на всю систему. И родители, которые привыкли стоять у порога учительской и выяснять отношения с учителями, пусть идут туда, на тематические собрания, и начинают работать со школой в тандеме. Учеба ребенка, его адаптация, социализация в школе — это же и ответственность родителей.

Президент сделал акцент на роли семьи в воспитании детей:

— Очень многое зависит от семьи. Отношение к учебе, учителю — все формируется там. Ребенку всегда будет комфортно и в детском саду, и в стенах школы, если родители изначально настроены к воспитателям и педагогам позитивно. Но прежде чем требовать что-то от учителя, родители пусть сначала ответят на вопрос, что они сделали для школы, в которой ребенок порой проводит больше времени, чем дома. Читай, что они сделали, собственно, для своего ребенка.

Дисциплина и порядок

Непреклонное требование Главы государства: в школе должен быть наведен порядок. Этот вопрос Александр ­Лукашенко затронул, говоря о безопасности детей: 
— Школа — это храм. И туда нужно приходить, как в храм. Порядок и дисциплина в этом храме зависят не только от прихожан, но и от тех, кто отвечает за состояние этого храма, то есть учителей. Наведите порядок в школе, чего бы это нам ни стоило. И посмотрите: через год-два школа будет совсем другая и статус учителя, о котором мы говорим, будет совсем иной. Я бы даже сказал больше: используйте любые методы, но наведите порядок в школе.
Отдельно — о безопасности детей в интернете. В этом вопросе, считает Президент, родителям и государству необходимо быть единомышленниками:

— Все, что там происходит, — это, конечно, виртуальная, не настоящая жизнь. Но последствия таких явлений, как буллинг, троллинг, груминг, и прочих угроз, вполне реальны. Повторяю: ответственны мы все. Если, не дай бог, ребенок подвергается травле в сетях, да и в живом общении, то вопросы есть и к родителям, чьи дети ведут себя неадекватно, и к классному руководителю, который отвечает за психологический климат в коллективе.

Примеров хватает. Александр ­Лукашенко привел следующий:

— Смотрю, некоторые пионеры галстуки носят. А некоторые детишки из так называемых продвинутых семей эти галстуки не надевают. Вы что, полагаете, что это решение ребенка? Да нет, это давление родителей. Ладно, не повязал ты ребенку галстук. Но в какое положение ты поставил этого ребенка перед классом? Их — меньшинство, ничтожное меньшинство, несколько человек. И понимаете, как чувствует себя ребенок, кем он себя чувствует, когда все вокруг пришли с галстуками, а ты — нет? На тебя все смотрят, задают немой вопрос: «А почему?» Родители еще не понимают, что у ребенка очень слабая, несложившаяся психика... И вот тут нам надо любыми методами и способами решать эту задачу. И не мне вам советовать, как ее решать. Вам виднее на месте.

Учителям и родителям Глава государства напомнил и о том, что общению с детьми вне школьных занятий нужно уделять больше времени:

— Да, это непросто, учитывая занятость и бешеный ритм жизни современного взрослого человека. Но цена наших усилий — безопасность детей. В конце концов — их будущее и судьба страны. Поэтому в очередной раз обращаю ваше внимание. Отнеситесь серьезнее к шестому школьному дню. Когда он наполнен спортивными, культурными мероприятиями, в них вовлечены в том числе родители, когда все организовано интересно и с душой — школа и семья объединяются.

И это, считает Александр ­Лукашенко, дорогого стоит.

— Вы, наверное, заметили мое требование: когда мы строим новые школы, модернизируем, восстанавливаем старые, обязательно создаем целый спортивный городок. Где только возможно, строим бассейны, — акцентировал внимание Президент. — Я требую и прошу: дети и родители — на спорт. Идите, занимайтесь, тащите туда своих родителей. Или родители пусть, как это было раньше, вытягивают туда детей. А кто должен выступить организатором? Школа. Вот и вся политика.

Статус педагога

Александр ­Лукашенко уделил особое внимание теме статуса педагога. Он подчеркнул, что это — актуальнейший вопрос:
— Мы все заинтересованы в том, чтобы авторитет учителя был непререкаем. И в глазах учеников, и среди родителей, и в обществе. Без этого даже смысла нет говорить о решении глобальных задач, которые стоят перед системой образования.
Говоря о заработной плате, Президент отметил:

— С 1 января 2022 года мы должны найти возможность значительно простимулировать в материальном плане работу классных руководителей и кураторов групп учреждений профессионально-технического и среднего специального образования.

Глава государства поручил Правительству в ближайшее время внести соответствующие предложения. Александр ­Лукашенко также дал указание продумать меры поддержки специалистов дошкольных учреждений и доложить об этом. 

— Все, что мы сможем себе позволить, учитывая возможности экономики страны, мы сделаем. Про несвойственные для педагога функции, излишний документооборот даже и говорить не хочу. Если вопросы не решены, полетят головы. Прежде всего — с министра образования и профильного вице-премьера. Я больше об этом говорить не буду — запомните, — заявил Президент.

По словам Александра ­Лукашенко, статус учителя — это ведь и его авторитет, который не продается и не покупается ни за какую зарплату:

— Многое, если не все, зависит от личности, характера, компетентности, профессионализма самого педагога. Уверен, вы это понимаете. И на государственном уровне мы должны видеть таких людей и делать для них все возможное — от государственных наград до заработных плат и жилья.

Хватит экспериментов с учебниками!

Содержание школьной программы — еще одна актуальная тема. По словам Президента, министерство отчиталось, что программы и учебники обновлены. Вот только не слишком ли часто мы занимаемся этим обновлением? А главное, какой результат имеем? В этой связи Александр ­Лукашенко напомнил, что отдельные советские учебники выдержали более двадцати переизданий, отмечались государственными премиями, были написаны увлекательно, ярким и живым языком. Кроме того, их содержание имело выраженную развивающую и воспитательную составляющую.

— А что сегодня? Претензий к современным учебникам по-прежнему тьма, в том числе и со стороны вас, практикующих педагогов. Так быть не должно. 
Эксперименты с учебниками должны быть прекращены. 
И вас, учителей в том числе, призываю: доведите до ума то, что написано, и тогда уже будете отчитываться. Надеюсь, что на моем уровне разговор про учебники последний, — предупредил белорусский лидер.

И сколько бы сегодня ни говорили, что в век гаджетов цифра заменит все, в том числе учебники, Президент, в том числе и как историк по образованию, уверен, что учебник был и останется основным рабочим инструментом не только ученика, но и учителя. Но для этого и его внешнее оформление, и содержание должны быть безупречны и обязательно учитывать возрастные особенности детей. 

Конечно, от использования элементов дистанционного обучения, внедрения их в учебный процесс никуда не уйти. Это объективная необходимость. 

Вместе с тем Александр ­Лукашенко уточняет:
— Цифровые возможности должны служить образовательным целям, а не развлекать учащихся. Учитель на уроке — это не блогер, не ютьюбер или информационный аниматор. Это вопрос профессиональной пригодности и имиджа. Кстати, и статуса тоже.

Герои и предатели

Особое внимание в этом контексте — учебникам по гуманитарным дисциплинам. Президент, в частности, рассказал о том, каким он видит учебник по истории:
— Пора поставить точку в вопросах оценки исторических эпох и персоналий. Мы должны четко определить, кто герой, кто историческая личность, а кто предатель своего народа.
Глава государства напомнил о своем разговоре со студентами-историками на Кургане Славы. Они тогда выступили с инициативой подготовить учебник о войне, который был бы интересен молодежи. И выразили готовность принять активное участие в его разработке. Александр ­Лукашенко всецело идею поддерживает: 

— Рассчитываю, что в новом учебнике с учетом открывшихся фактов будут расставлены все акценты и по геноциду белорусского народа, и по коллаборации, и по другим острым темам, о которых мы раньше мало говорили.

Президент считает, что нужно активнее привлекать к такой работе студентов, аспирантов, начинающих ученых, учитывать их мнение:

— Пусть спорят, отстаивают свою точку зрения. Это нормально. От этого будет только польза для всех.

Рабочие профессии — в почете

Затронув тему подготовки кадров для экономики — сферу ответственности белорусских вузов, техникумов, ПТУ, — Глава государства подчеркнул:

— Здесь один критерий эффективности работы — конкурентоспособность. И учреждений образования, и преподавателей, и подготовленных ими кадров. Мы видим, с какой скоростью меняются способы производства, структура экономики, рынки труда. Это серьезный вызов системе профессионального образования. Административный механизм решения такой задачи есть.

Александр ­Лукашенко отметил, что Минэкономики и Минтруда должны заблаговременно делать прогнозы на востребованные временем и нашей экономикой профессии, формировать заказ для Министерства образования:

— Но что мы видим на практике, особенно когда открываем новые предприятия? Дефицит кадров. А начинается все со школы — насколько мы помогаем нашим детям определиться в жизни?

Президент пояснил, почему он делает акцент на этих много раз обсуждаемых вопросах:
— Потому что до сих пор мы наблюдаем оголтелую гонку за дипломами о высшем образовании. Получают их дети, а потом, как сейчас модно говорить, всю жизнь ищут себя. 
То зарплата не та, то статус не тот, то добираться далеко и так далее. Родители и дети по-прежнему недооценивают престижность рабочих профессий и уровень подготовки таких специалистов. Ведь посмотрите: молодежь, которая сегодня обучается в техникумах, по своим компетенциям не уступает студентам вузов. Я видел, когда посещал автомеханический колледж, с каким оборудованием там учат работать. К нему ведь без знаний точных наук, компьютера, современных технологий не подступишься. И дети, которые туда пришли, выбором своим довольны. И свой первый рубль, причем полновесный, уже зарабатывают.

Обращаясь к участникам Республиканского педсовета, Александр ­Лукашенко подчеркнул:

— Убежден, что вы — педагоги, преподаватели, министры, которые присутствуют здесь, — понимаете, что в первую очередь на таких специалистах держится экономика страны. Мы вместе должны подумать, что надо сделать, чтобы престиж этих профессий был высоким. Это стратегическая задача.

Жесткая конкуренция

Напомнив, что лучшей формы обеспечения госзаказа, чем целевой набор, на сегодняшний день не придумано, Глава государства отметил:

— Такая форма работы себя абсолютно оправдала. Есть поручение руководителям промышленных предприятий, сельскохозяйственных организаций, отраслей экономики ее расширить. Тем более что проблем с выбором вузов для подготовки кадров у заказчиков точно быть не должно.

При этом Президент обратил внимание участников Республиканского педсовета на характерный момент:

— У нас полсотни учреждений высшего образования — университетов, академий, институтов. В сопоставимых по территории и количеству населения странах (Швейцария, Дания, Финляндия, тот же Израиль) вузов в два-три раза меньше, чем у нас. О чем это говорит? 
О том, что нам не избежать жесткой конкуренции среди самих учреждений в подготовке необходимых для отечественной экономики специалистов.
Поэтому Александр ­Лукашенко призвал:
— Будете на гребне прогресса, дадите стране ученых, инженеров, конструкторов, других специалистов, способных создавать новые продукты и технологии, — будете работать. Нет — попадете под естественный отбор. Извините за открытость.

Высокий стандарт

Президент обратил внимание на то, что предстоит решить принципиальные вопросы, от которых зависит успешность всего образовательного процесса. Александр ­Лукашенко отметил:

— Многие из них уже отражены в новой редакции Кодекса об образовании. Первое чтение кодекс прошел. Это конституция в образовании. Давайте еще раз перед вторым чтением у Президента обратим внимание на спорные, если есть, моменты. И построим такой разговор до начала работы осенней сессии нашего Парламента. Мы еще раз со специалистами вернемся к этому вопросу. Чтобы потом руками не разводили, что мы что-то где-то пропустили. И как всегда, будет в этом виноват Президент.

Глава государства в целом отметил, что еще перед прошлым составом Парламента была поставлена задача по кодификации законодательства:

— Надо все, что мы наработали, поместить в одну корзину — кодекс. Точно так мы подошли к кодификации законов об образовании. Но параллельно — жизнь меняется — мы видим, что некоторые вещи мы упустили. Мы должны подправить, толкнуть вперед, где это нужно, отдельные направления нашего образования.

Одновременно Глава государства обратил внимание на то, что непосредственно для школы необходим отдельный рабочий документ:

— В кодексе все не пропишешь. Как и в других нормативных актах, которые мы должны будем принять. Особенно в тех, которые касаются школоустройства. 
Поэтому поручаю выработать также стандарт, где закрепим четкие требования, начиная от организации урока, соблюдения школьного этикета и заканчивая внешним видом ученика и учителя. И все участники образовательного процесса должны будут придерживаться положений данного документа беспрекословно. 
Это, кстати, вам будет помощью и поддержкой при наведении порядка в школе и работе с родителями. Это делается для того, чтобы снять все спорные вопросы или недопонимание между семьей и школой.

Глава государства обратился к собравшимся:

— Сегодня мы с вами фактически открываем новый учебный год. Все предложения, прозвучавшие на педсовете, будут обобщены. У нас есть год, чтобы решить все поставленные сегодня задачи. Я уверен, что благодаря вашей мудрости, профессионализму, любви к детям и родной земле мы с этими задачами справимся.

Волокита и формализм — недопустимы

При совершенствовании сферы образования не стоит затягивать с разумными преобразованиями, заявил Президент. Глава государства отметил:

— Страшная беда: волокита, бюрократизм и формализм. Задачи поставили, определили сроки — и забыли. Мы видим, что надо сделать, — давайте сделаем это! Если мы это не делаем — беда, а если делаем, но не вовремя — очень дорого. Самое главное, что в некоторых коллективах (учреждений образования. — Прим. авт.) это уже сделано. Так давайте это повторим! Если мы именно с таким подходом будем решать проблемы сферы образования — мы их решим.

Учитель — неприкосновенен!

Вы хозяева в школе — и будьте этими хозяевами. С таким призывом обратился к педагогам Президент:

— В прошлом году повоевали, вижу по обществу. Хотя учителя у нас еще молодцы. Врачи некоторые тоже расшатались, замазали белые халаты грязью. Пусть немного, но они были. Учителей (таких. — Прим. авт.) еще меньше было. Но и они были. И это наши с вами косяки: недоработали в школе. Я много раз говорил: давайте порядок в школе наведем, чтобы была дисциплина. И детей надо воспитать так, чтобы они просто бежали в школу за знаниями. Понимая, что без знаний человек никчемен.

Глава государства, обращаясь к педагогам, подчеркнул:
— У нас появилось много «умненьких» с бчбшными раскрасками полицайскими — и они приходят и предъявляют претензии директору школы и учителям. Не позволяйте таким людям вами понукать! 
Это и будет поднятием вашего статуса — заставьте их воспитывать свое чадо и приводить в школу, чтобы вы его черепную коробку загрузили чем-нибудь. Пройдет же время, он закончит школу — а знаний нет… Я всегда предлагаю таким родителям вспомнить: а в школе он что делал? Ведь некоторые детишки всеми силами стремятся получать новые знания — и эту тягу заложили им в семье. Именно это надо вбить в голову родителям. Но не позволяйте, чтобы вами понукали. 
Вы хозяева в школе — и будьте этими хозяевами. Сегодня не проблема любой школьный вопрос в этом «бчбшном плане» донести в течение суток до Президента. И решение будет принято мгновенно!

Рациональный подход

У участников Республиканского педсовета была возможность задать ­Президенту волнующие вопросы. И хоть в большей части ответы прозвучали в основном докладе, педагоги интересовались некоторыми темами прикладного характера. В частности, прозвучала тема оптимизации школ в районах. Глава государства провел здесь и параллели с Минском, говоря о демографии:

— В центре Минска население уже постарше. Там нет ни маленьких деток, ни школьников. Что происходит? Свободные детские сады и школы. А молодежь, которая рожает, живет в микрорайонах на окраинах. И мы начинаем штамповать там школы. А это колоссальные деньги. И где ты возьмешь тогда деньги для повышения зарплат?

На селе порой ситуация и того сложнее. Дело ли, когда в одном классе учатся лишь по несколько учеников. Когда учитель в одном классе одновременно ведет сразу три урока? «И что это за образование? Что это за обучение?» — задает Александр ­Лукашенко резонный вопрос. Его позиция:

— И как только эту школу Карпенко (министр образования Игорь Карпенко. — Прим. ред.) закрывает или местные власти, сразу ко мне шквал жалоб. Не жалуйтесь! Я вас не поддержу! Потому что я знаю, что такое учительство, что такое школа.

Выходом из сложившейся ситуации Президент называет подвоз детей. Причем, по его словам, подобный опыт может перенять даже столица.

— Мы полностью страну обеспечили школьными автобусами, — напоминает он. — Целая программа была поручена одному из банков. Автобусы хорошие. Точно так и в Минске. Почему мы боимся подвезти, если надо, маршруты организовать? Это будет дешевле.

Один только нюанс. От Александра ­Лукашенко звучит поручение: посмотреть, используются ли закупленные школьные автобусы по назначению.

Знать свою землю

Прозвучал вопрос, можно ли включить в образовательный процесс экскурсии по знаковым местам нашей страны, как это сделано во многих странах.

Знаете, тот, кто побывал в Хатыни, с этими «тряпками» (бело-красно-белыми. — Прим. ред.) на улице не ходил. А это же наше достояние. И мы своих детей с этими фактами нашей истории не сумели, не смогли, просто не захотели, упустили этот вопрос, не познакомили, — сказал Александр ­Лукашенко.

Говоря о средствах, которые могут быть выделены на подобные экскурсии, Президент высказал мысль о том, что к этому делу должны подключиться и предприятия, и родители, и сами школы. 

— Пусть маленькую копейку, но родители профинансируют. Чтобы они понимали это. А мы будем рекомендовать предприятиям (государственной и частной формы собственности) заниматься этим вопросом. За этим дело не станет. Надо выработать систему и придерживаться этой системы. Будет система — вы получите необходимый транспорт, финансирование для того, чтобы проводить эти экскурсии, — заявил Президент.

Он добавил, что тема не просто взята на контроль, она уже реализовывается.

Гарантии молодым специалистам

Президент также поддержал предложение разработать типовой договор между работодателем и молодыми людьми, направляемыми на обучение по целевому набору. В этом документе должен быть предусмотрен минимальный набор социальных гарантий для молодого специалиста на период обучения и при возвращении на направившее его предприятие. Александр ­Лукашенко заявил:
— Если нужен какой-то фундаментальный, всеобъемлющий типовой договор как образец — надо разработать. Но предприятие должно быть прежде всего заинтересовано в подготовке для себя специалистов. 
Учитывая, что у нас госпредприятия в основном нуждаются в этом, тут какая проблема? В безответственности руководителя. Частник понимает, что это его деньги, он финансирует и будет каждого человечка считать.

Глава государства привел в пример образовательные проекты Парка высоких технологий, реализуемые совместно с вузами. Их финансируют сами высокотехнологичные компании для подготовки для себя специалистов:

— Они были заинтересованы, дошли до меня, чтобы мы их готовили и деньги дали. Точно так должны действовать предприятия и государственной, и частной формы собственности. Если нужен типовой договор, мы это сделаем. Я услышал проблему. Министр промышленности присутствует, министр сельского хозяйства тоже здесь. Надо «дернуть» наших руководителей, чтобы они пошевеливались в этом плане.

Символ спокойной жизни

Александр ­Лукашенко подчеркнул высокую роль педагогов в развитии общества:

— Мы умеем делать все: спасать жизни людей, совершать героические поступки, мы умеем решать большие экономические задачи. Это вы — учителя и преподаватели вузов. Но и негативное, косяки нашей жизни — это тоже вы. Поэтому давайте сделаем так, чтобы этих косяков было как можно меньше, и будем в этом направлении работать.

Президент заметил, что часто говорит о том, что мир ошалел и обезумел. И подобные собрания — хороший знак. Глава государства обратил внимание:
— То, что мы с вами собираемся здесь и в таком плане обсуждаем проблемы образования — это нас характеризует, что мы живем нормальной жизнью. Другие страны себе этого позволить не могут. Потому что они уже воюют, а некоторые готовятся к войне. 
Нас Бог спас. Ну и мы сами не дремали — защитили свою страну. Поэтому давайте будем ценить то, что есть. И давайте сделаем так, чтобы не было хуже, чтобы мы сберегли то, что у нас ценится, и то, что народ наш считает достоянием… У нас есть все для того, чтобы дети получали нормальное образование и устраивались в жизни. Все, что зависит от власти, поверьте, мы сделаем для вас по максимуму. Будут деньги — последнюю копейку мы отдадим учителю. Просто без учителя нет страны. Не позволено на учителя не то что кулак поднять, пальцем показать. И это будет всегда.


ДЕЛО ХОРОШЕЕ

Президент оценил работу Единого информационно-образовательного ресурса

Перед началом пленарного заседания Республиканского педагогического совета Президенту продемонстрировали работу Единого информационно-образовательного ресурса, разработанного в Беларуси в соответствии с учебными программами. 

Знакомя Главу государства с новинкой, министр образования Игорь Карпенко отметил:

— Этот ресурс сделан для школьников как дополнение к образовательному процессу. Здесь, по сути, все учебники и все уроки. В России шли по пути «говорящая голова»: учитель подключался к интернету, и его «говорящая голова» им что-то объясняла на мониторе, а дети могут спать, делать неизвестно что… Наш же ресурс работает независимо от учителя.

— Дело хорошее, конечно, — одобрил Президент.

Единый информационно-образовательный ресурс разработан по учебным предметам по каждой теме. Учащиеся могут прослушать видео­фрагменты с объяснением учебного материала и после этого проверить себя, пройдя специальные тестовые задания. В каждой теме размещены дополнительные материалы, которые не являются обязательными, но способствуют углублению знаний. Как доложил Игорь Карпенко, еще предстоит сделать белорусскоязычную версию ресурса, к этой работе уже приступили.

Кроме того, для реализации воспитательного потенциала и формирования настоящего патриота нашей страны в Беларуси наряду с имеющимися учебниками для первоклассников и четырнадцатилетних подростков, получающих паспорт, разработан проект «Гордость ЗА Беларусь», в котором отражены достижения Беларуси за все годы суверенитета. Этот учебник позволяет формировать чувство гордости за достижения белорусского народа.

Президент резюмировал:

— Учебники и учитель (высокопрофессиональные и толковые. — Прим. ред.) всегда сформируют достойного гражданина своей страны.


Говорят участники Республиканского педагогического совета

Сергей Мусиенко, руководитель Аналитического центра ЕсооМ:


 — Это был большой и вдумчивый разговор. Особо обратили на себя слова Президента: «Школа — это храм», сказанные несколько раз. Это очень важно. Мы увидели за прошедший год, что миссия учителя весьма высокая, стабилизирующая для общества. Ведь воспитываемое педагогом поколение — это те, кто будет строить дальнейшую жизнь нашей страны. И потому миссия учителя особенная. Заметьте, если раньше о глобальных вещах, о воспитании на подобных мероприятиях говорил в основном министр, а остальные участники педсовета затрагивали, как правило, локальные проблемные вопросы, то сегодня о воспитании говорили все. Эта тема звучала в каждом выступлении!

Андрей Иванов, учитель СШ № 3 г. Орши:

 — Президент дал нам целевые указания, определил, говоря современным языком, дорожную карту нашей работы. Большое внимание было уделено, и это ценно, воспитанию подрастающего поколения. Нам нужно делать акцент на патриотическом воспитании. Я как учитель чувствую свою ответственность и в этом плане. Образование и воспитание всегда идут рядом. Одно без другого невозможно.

На педсовете много говорилось и о необходимости наведения порядка в школе. Это очень широкое понятие. У школы есть нормативные документы, по которым она функционирует. И порядок заключается в том, насколько качественно они исполняются. Для начала давайте попробуем проанализировать то, что есть, и качественно до конца это исполнить.

Алексей Егоров, ректор Белорусского государственного экономического университета:

— Сегодня на встрече актуализировались многие вопросы, особенно связанные с порядком в учебных заведениях. И речь не о перспективах «ходить строем», а о порядке организации учебного процесса, порядке во взаимоотношениях между участниками образовательных отношений. Порядок — это прежде всего комфорт, направленный на то, чтобы человек хотел идти в школу, чтобы хотел идти на работу. И эта категория порядка не должна восприниматься как нажим или давление. Порядок всегда ассоциировался с учебным процессом и с качеством образования. Если не будет порядка, то не будет ни качества, ни конкурентоспособности. И специалистов хороших мы не создадим, какими бы прекрасными ни были учебники и педагоги.

Людмила Семилетова, учитель белорусского языка и литературы Боровской средней школы, Лепельский район:

— Вопросы, которые поднимались, действительно назрели, для школы они очень важны. Особенно мне понравилось высказывание Президента о том, что школа — это Храм. Я человек советской школы. И даже тогда мы шли в школу именно с ощущением святого места. Конечно, за один год многое изменить не получится. Но восстановить какие-то рамки, которые раньше присутствовали, нужно.

Лариса Штанько, учитель географии Ереминской средней школы Гомельского района:

— Для меня огромная честь попасть на этот педагогический форум. Увидеть столько талантливых учителей, благодаря которым я тоже буду тянуться вверх. На меня произвело огромное впечатление выступление Президента. Он действительно озвучил ответы на все вопросы, которые у меня были. Для себя как учителя географии отметила тему развития краеведения и школьного туризма в Беларуси. Очень важно, что государство и в дальнейшем будет это поддерживать. Наработки в этом направлении есть и в нашем районе. Дети должны в первую очередь знать и любить свою малую родину. Любовь начинается с семьи, со школы, со своего места жительства. И из этой маленькой любви потом дальше растет любовь к своей большой Родине. А человек, который ее искренне любит, никогда ее не предаст.


ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПЕДСОВЕТА

Расписание на завтра

Пленарное заседание Республиканского педсовета длилось более трех часов. За это время его участники обсудили самые острые и актуальные темы, с которыми приходится сталкиваться системе образования. Предлагаем читателям наиболее интересные фрагменты выступлений.

В полной готовности

Открывая заседание, министр образования Игорь Карпенко рассказал, что в 2021/2022 учебном году учреждения образования будут работать в обычном режиме:
— Практика показала, что в условиях пандемии было принято правильное решение не прерывать учебный процесс, и в этом году наши учреждения будут работать в полноценном режиме, проводить полноценные занятия.

Министр сообщил, что свыше 7 тысяч учреждений образования готовы принять на учебу около 2 миллионов обучающихся. С 1 сентября за школьные парты сядут более миллиона школьников, в том числе 118 тысяч первоклас-сников. Сертификаты готовности получены практически всеми учреждениями общего среднего образования.

— Таким образом, к началу нового учебного года и Республиканскому педсовету мы подошли в полной готовности, — подчеркнул Игорь Карпенко.

В своем докладе он отметил, что образование — сложная, многоуровневая система, которая пронизывает все сферы жизнедеятельности человека:

— Не случайно Президент Беларуси уделяет столь пристальное внимание отрасли образования. Несомненно, система образования должна развиваться и совершенствоваться в интересах личности, общества, государства.

По словам министра, именно такой подход нашел свое отражение в основных направлениях преобразования отрасли, которые закреплены в проектах Кодекса об образовании и Концепции развития системы образования до 2030 года:

— Эти документы были размещены в свободном доступе, прошли широкое обсуждение с участием депутатского корпуса, руководителей органов государственного управления, педагогов, учащихся и студентов, представителей общественности.

Игорь Карпенко отметил, что в кодексе сделан акцент на усилении воспитательной составляющей:

— Работа по формированию высоконравственной личности, обладающей развитым чувством патриотизма, ответственности за свою судьбу и судьбу страны, организована во всех учреждениях образования, начиная с детского сада. Однако наряду с традиционными она требует уже новых подходов.
Сейчас очень важно не допустить вовлечения ребенка в преступную, экстремистскую и иную противоправную деятельность, упредить необдуманные шаги детей и молодежи.

Культурный код нации

Культурный код нации формировался столетиями, и мы не вправе допустить его разрушение на протяжении жизни одного поколения, подчеркнул председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Игорь Марзалюк. Он отметил, что огромную роль в формировании национальной, культурной и цивилизационной преемственности белорусской нации принадлежит циклу гуманитарных дисциплин:

— Которые призваны привить подрастающему поколению правильное представление о духовно-нравственных ценностях, о долге, чести, патриотизме.


Мы обязаны сохранить культурный код нации! Он формировался столетиями, и мы не можем, не вправе допустить его разрушение на протяжении жизни одного поколения.
Именно поэтому такое важное место отведено в разделе 12-м проекта кодекса (об образовании. — Прим. ред.) вопросам подготовки кадров высших квалификаций, кандидатов и докторов наук, в том числе историков, философов, социологов — высоких профессионалов и патриотов страны. Тех, кто обязан готовить высококачественные учебники и учебные пособия.

По мнению Игоря Марзалюка, следует принципиально пересмотреть подходы к организации воспитательной работы, в том числе военно-патриотического воспитания на всех уровнях образовательной системы. Обращаясь к ­Президенту, парламентарий заметил:

— На эту задачу Вы, Глава белорусского государства, обратили особое внимание всех, кто сегодня работает с молодежью. Именно поэтому в кодексе дано определение, что такое воспитательная работа, уточнены функции педагогических работников в области воспитания. Данная норма позволит разработать нормативный документ об организации работы классного руководителя и куратора учебной группы. До настоящего времени их функционал определен лишь на уровне рекомендаций.

Между тем, напомнил Игорь Марзалюк, древняя восточная мудрость гласит: хочешь завоевать страну — воспитай ее детей. 

— Уроки прошлого года показали справедливость этого изречения ярко и недвусмысленно. Жизненно назрела необходимость восстановления в Беларуси системы непрерывного военно-патриотического воспитания молодежи, позволяющей детям и подросткам приобрести важнейшие личностные морально-психологические и практические качества, которые помогут противостоять негативным явлениям в подростковой среде, тенденциям асоциального поведения, — заявил депутат.

Критически оценивать и мыслить

Наталья Лиханова, учитель истории СШ № 1 г. Лиды заявила, что для развития и процветания государства важно, чтобы молодежь была готова работать на благо своей страны, осознавая себя частью общества. Педагог подчеркнула, что нынешнее молодое поколение живет в непростое время, в условиях возрастающего потока вызовов и угроз:

— Мы сегодня понимаем, что для того, чтобы подчинить государство чужим интересам, не нужно захватывать ресурсы, материальные ценности. Для этого достаточно захватить умы людей, прежде всего молодежи как наиболее активной части населения. Как это произошло в августе 2020 года, когда предпринимались такие попытки, используя информацию, передаваемую через телеграм-каналы.


Учитель рассказала, что именно поэтому для нее сегодня важно научить детей критически оценивать и анализировать информацию:

— Поскольку учащиеся много времени проводят в интернете, я стала больше применять в своей работе информационные технологии и использовать их в русле, максимально полезном для ребят.

Опережая время

Директор колледжа современных технологий в машиностроении и автосервисе Артем Рыбак обратил внимание на важность практической подготовки будущих специалистов. Они должны не только владеть общими и профессиональными компетенциями, но и быть способными к быстрой адаптации на рабочем месте, мотивированы на успешную профессиональную деятельность. Поэтому при всех мерах поддержки профессионального образования со стороны государства необходимо усиливать и роль организаций реального сектора в подготовке кадров независимо от формы собственности, убежден Артем Рыбак:
— Если предприятия будут активнее участвовать в профориентации, то они смогут заинтересовать молодежь и показать возможности для их профессиональной реализации. И, как следствие, молодые люди будут поступать в учреждения образования более осознанно. 

По словам директора колледжа, специалисты предприятия должны активнее участвовать в разработке содержания образовательных программ, в процессе обучения и аттестации. 

Повышению престижа профессионального образования помогает участие Беларуси в международном движении WorldSkills. 

— За шесть лет участия нашей страны в международных чемпионатах профессионального мастерства, проведения национальных и региональных конкурсов существенно повысился уровень профессиональной компетентности педагогических кадров, обновилось содержание специальностей, оснащение мастерских и лабораторий колледжа, в учебный процесс внедрены новейшие технологии, применяемые в промышленном секторе, — отметил Артем Рыбак.

Памятка для выпускника вуза

Ректор Витебского государственного университета имени П. М. Машерова Валентина Богатырева убеждена, что сегодня мало дать знания — нужно воспитать настоящего гражданина, патриота, способного завтра занять наше место и трудиться качественно на благо нашего государства. По ее убеждению, неотъемлемая часть подготовки специалиста — формирование у него универсальных компетенций:
— Каждый выпускник должен уметь, во-первых, ориентироваться в современном мире. Во-вторых, объективно оценивать происходящие процессы, основываясь на достоверных фактах. В-третьих, отстаивать интересы своего государства.

Валентина Богатырева заметила, что события последних лет высветили существующие проблемы, которые касаются каждого из нас:

— Это и вопросы взаимоотношений разных поколений, отсутствие глубокого понимания происходящего в мире, осознание главенствующей роли воспитания каждый день, каждым своим поступком. Сегодняшний совет нам позволяет обсудить и вынести предложения по совершенствованию образовательного и воспитательного процессов. Мы четко понимаем, что эти два процесса едины.

kryat@sb.by

konon@sb.by

deu@sb.by

osipov@sb.by

isaenok@sb.by

Фото БЕЛТА

Лукашенко принимает участие в Республиканском педагогическом совете

Лукашенко: у нас с вами глобальная задача – найти и заполнить пробелы в воспитательном и образовательном процессе

Лукашенко: образование – это не сфера услуг, а оплот нашей государственности и социально значимая отрасль экономики

Лукашенко: в школе политика должна быть только одна – государственная

Лукашенко: настоящий учитель никогда не будет разделять ответственность за ребенка между школой и семьей

Лукашенко рассказал, каким он видит новый учебник истории

Лукашенко – учителям: наведите порядок в школе

Лукашенко поручил выработать исчерпывающий образовательный стандарт

Лукашенко требует прекратить эксперименты со школьными учебниками

Лукашенко – учителям: отнеситесь серьезнее к шестому школьному дню

Лукашенко высказался о поддержке специалистов системы образования

Лукашенко: жесткой конкуренции среди учреждений образования не избежать

Лукашенко об оголтелой гонке за дипломами вузов: родители и дети недооценивают престижность рабочих профессий и уровень подготовки таких специалистов

Лукашенко считает бюрократизм и формализм страшной бедой

Президент ознакомился с работой единого информационно-образовательного ресурса: дело хорошее

Лукашенко – учителям: не позволяйте людям с бчбшными раскрасками собою понукать!

Лукашенко рассказал, поддерживает ли он закрытие школ в неперспективных деревнях, и предложил альтернативу

Лукашенко: тот, кто хочет заниматься музыкой – обязательно получит такую возможность

Президент поддержал: для целевого набора в учебные заведения будет разработан типовой договор

Лукашенко прокомментировал предложение о включении в образовательный процесс экскурсий по Беларуси

Лукашенко – учителям: все, что зависит от меня и от власти, мы сделаем для вас по максимуму

Лукашенко: в мире идет война за ценности
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter