Автопед

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Автопед Ever Ready 1919 года

Автопед — ранняя разновидность мотороллера или мотосамоката, которая производилась с 1915 по 1921 год компанией Autoped Company, располагавшейся на Лонг-Айленде в Нью-Йорке[1][2][3]. В Европе выпуск аналогичной модели освоила немецкая компания Krupp, которая производила её с 1919 по 1922 год[2][4].

Описание[править | править код]

Водитель автопеда стоял на платформе, снабжённой колёсами с 15-дюймовыми шинами[5], и для управления использовал только рукоятки руля и колонку рулевого управления. Чтобы сжать сцепление и поехать, он должен был толкать колонку вперёд, рычаг газа находился на рукоятке руля, а для торможения нужно было потянуть колонку на себя[6][1][2][3]. После поездки колонку можно было сложить и наклонить к платформе для облегчения переноски или хранения автопеда.

Мотор автопеда был с воздушным охлаждением, четырёхтактный двигатель объёмом 155 см³ располагался над передним колесом[1][2]. Спереди и сзади на автопеде имелись фары, а также клаксон и ящик с инструментами. Учитывая, что автопед был разработан в военные годы, когда горючее было в дефиците, автопед был довольно эффективным; широкого распространения он, однако, не получил[1].

Автопед развивал скорость до 40 км/ч[7][8] (по другим данным, до 30 км/ч[9]).

Существовала также модель электрического автопеда, также с мотором на переднем колесе[6].

История[править | править код]

Заявка на патент на автопед как «самодвижущееся средство» была подана в июле 1913 года, сам патент был выдан в июле 1916 года[10][11]. Согласно одному из ранних описаний, колонка управления автопеда была полой и служила как топливный бак[12], однако в действительности топливный бак находился над передним грязеотражателем[2].

Стоил автопед 100 долларов[13][8][7].

В США автопедами пользовались, в числе прочих, почтальоны, что нашло отражение на некоторых выпущенных марках[14]. С другой стороны, члены уличных банд могли использовать их для того, чтобы быстрее скрываться от полиции[15]. Популярность автопедов укрепили известные лица, включая актера Хамфри Богарта [16]

Отзывы[править | править код]

Московская газета «Раннее утро» в выпуске от 7 марта (23 февраля) 1916 года сообщала[9]:

В мире американской автомобильной индустрии появилось новое изобретение, которому суждено, быть-может, очень скоро завоевать весь мир благодаря его демократическому характеру. Новое изобретение называется «автопедом» и представляет собою карликовый автомобиль; по устройству это — наполовину автомобиль, наполовину... роликовые коньки.

Галерея[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Johnston.
  2. 1 2 3 4 5 Wilson, 1995, p. 22.
  3. 1 2 Jacquet.
  4. Wilson, 1995, p. 243.
  5. americanhistory.si.edu. Дата обращения: 13 января 2019. Архивировано 30 июля 2020 года.
  6. 1 2 Partridge, 1976, p. 70.
  7. 1 2 chert-poberi.ru. Дата обращения: 13 января 2019. Архивировано 16 сентября 2019 года.
  8. 1 2 (The original) 100 year-old motorscooter up for sale. Дата обращения: 14 января 2019. Архивировано 20 июля 2020 года.
  9. 1 2 starosti.ru. Дата обращения: 13 января 2019. Архивировано 20 июля 2020 года.
  10. Gibson, Arthur Hugo Cecil, "SELF-PROPELLED VEHICLE", US patent 1192514, issued 1916-07-25
  11. U.S. Patent 1 192 514
  12. Windsor, 1914, p. 163.
  13. История появления мотосамоката. Дата обращения: 13 января 2019. Архивировано 7 августа 2020 года.
  14. mfnl.nl. Дата обращения: 13 января 2019. Архивировано 21 апреля 2021 года.
  15. oldbike.eu. Дата обращения: 14 января 2019. Архивировано из оригинала 14 января 2019 года.
  16. E-cars.tech. История электросамокатов: дьявольский транспорт богачей и суфражисток — Транспорт на vc.ru. vc.ru (26 октября 2020). Дата обращения: 26 октября 2020. Архивировано 26 октября 2020 года.

Источники[править | править код]

  • Jacquet, Florian ScooterManiac - Autoped. ScooterManiac. Florian JACQUET, webmaster. Дата обращения: 28 августа 2010. Архивировано 24 июля 2011 года.
  • Johnston, Paul F. America On The Move - Pope, Cleveland, Autoped, and Simplex. America On The Move. Smithsonian National Museum of American History. Дата обращения: 17 мая 2009. Архивировано 19 октября 2012 года.
  • Partridge, Michael. 1916 1¾ hp Autoped Scooter // Motorcycle Pioneers: The Men, the Machines, the Events 1860-1930 (англ.). — David & Charles (Publishers), 1976. — P. 70—71. — ISBN 0 7153 7 209 2.
  • Wilson, Hugo. The Encyclopedia of the Motorcycle (англ.). — London: Dorling Kindersley, 1995. — ISBN 0-7513-0206-6.
  • New Power Vehicle Built on Unique Lines (англ.) // Popular Mechanics : magazine / Windsor, H. H.. — Hearst Magazines, 1914. — August (vol. 22, no. 2). — P. 163. — ISSN 0032-4558.

Ссылки[править | править код]