Новости. СМИ о нас.

Затраты на одну суточную школьную порцию должны лежать в основе стоимости всего контракта

Эксперты Отраслевого союза развития социального питания и Института отраслевого питания приняли участие в заседании секции «Организация питания: Закупка услуг и продуктов питания социально значимыми организациями», которая прошла в рамках Форума «Госзаказ». Речь шла не только об ответственности директоров школ за качество услуг питания, но и совершенствовании системы закупок социального питания образовательных учреждений.

Алена Григоренко, старший юрисконсульт АНО «За школьное питание», рассказала, что в 2019 году институт запросил методику обоснования стоимости контрактов на закупку продуктов питания во всех субъектах РФ. Из 56 полученных ответов только 4 субъекта привели свои подходы к обоснованию стоимости, в остальных случаях применяется подход – сколько может дать бюджет, такова и стоимость. И неважно, достаточно ли средств на качественное питание и есть ли возможность обеспечить главное – безопасность питания детей.

Юрий Баздырев, руководитель направления развития Отраслевого союза развития социального питания, высказался о существующей методике определения стоимости питания:
«По закону, начальная цена контракта должна исходить из предложений потенциальных исполнителей услуг. На деле же оказывается, что вместо рыночной цены применяется размер выделяемой субсидии (установленной стоимости питания)».

Эксперт привел в пример Красноярск. При норме 68,03 руб. на ученика, школьникам г. Красноярска из краевого бюджета поступает на завтрак только по 48 руб. Плюс 13% установлено краевым законом так называемой наценки, выделяемой всем школам края вне зависимости от способа питания. Всего 54, 24 руб. При этом, по расчетам Росстата, расчетная стоимость завтраков в крае, составляет более 55 руб.

С апреля наценку установили в размере 25%, хотя затраты аутсорсинговой компании на организацию питания (зарплата персонала, налоги, логистика, производственный контроль, спецодежда и инвентарь и т.д.) по опыту других регионов составляет не менее 40 % от стоимости продуктового набора.


Т.е. для нормального функционирования аутсорсинговых компаний, стоимость рациона питания для младших школьников г. Красноярска должна составлять 77-82 руб., а разницу между выделяемой субсидией и потребностью – оплачиваться муниципалитетом за счет экономии затрат на организацию питания, полученной при переходе на аутсорсинг.
Исходя из этого, до определения величины начальной цены контракта необходимо обосновать бюджетные потребности на питание по каждому региону и муниципалитету - стоимость питания на 1 чел. в сутки, стоимость с учетом всех объективных затрат, позволяющую обеспечить и полноту «тарелки», и ее безопасность. И на основании суточной стоимости одной школьной порции обосновывать и цену контракта.

В соответствии с ФЗ-44 начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких несколькими методами. распределившимися в 2021 г. в 33 субъектах РФ следующим образом:
33% - метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
33% - нормативный метод;
21% - тарифный метод;
3% - затратный метод;
9% - иной.

Однако, как показала практика, самым оптимальным методом определения цены контракта является затратный метод, при котором определение начальной (максимальной) цены контракта выступает как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Позиция Института отраслевого питания – при обосновании НМЦК ни в коем случае не использовать метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), а ориентироваться только на затратный метод!