Новосибирских студентов учат правилам поведения в соцсетях

студенты

Вопрос «Что такое интернет?» можно даже не задавать, на него ответит любой первоклассник. А вот о том, учат ли где-нибудь пользоваться интернетом, рассказывают ли о тонкостях общения в виртуальной сети, о границах дозволенности в выражении своих мыслей и чувств, вряд ли кто ответит утвердительно. Между тем в интернете буквально «живут» до 90 миллионов россиян, и их число ежегодно увеличивается примерно на три процента. И каждый из них, возможно, понятия не имеет о том, что интернет — это такая загадочная и непознанная сфера, которая имеет колоссальное воздействие на общество, может навредить человеку не только морально, но и физически.

И вот, наконец, кажется, в этом вопросе наметились первые положительные тенденции.

Новосибирский государственный технический университет разработал специальный курс для студентов разных направлений «Коммуникационная культура интернета». Его целью является обучение студентов правилам коммуникации в социальных сетях.

Более подробно об эксклюзивном курсе корреспондент ЧС-ИНФО попросил рассказать преподавателей НГТУ доцентов, кандидатов филологических наук Анастасию Григорьевну Кротову, Елену Валерьяновну Карпову и Елену Михайловну Дубровскую.

— Анастасия Григорьевна, первый вопрос я адресую вам. Он продиктован опасением, что в ближайшие годы молодые люди вовсе перестанут читать обычные, бумажные книги. Их начисто вытеснят современные гаджеты,  которые предлагают человеку практически любую «литературу», как говорится, не отходя от кассы. С одной стороны, это вроде хорошо. Но с другой… Социологи и психологи в один голос твердят о том, что принципы чтения с экрана — это не что иное, как просмотровое, беглое чтение, чтение без глубокого проникновения в смыслы и подтексты, которые зачастую содержатся в литературных и научных сочинениях.  Что вы скажете по этому поводу?

— Стоит отметить, что с экрана можно читать любую литературу, любые тексты — не только новости и посты в соцсетях, но и серьезные литературные и научные произведения. И интернет, и современные устройства дают нам такую возможность, было бы желание. Другое дело, если человек вообще ничего серьезного не читает, а только просматривает ленту новостей в интернете. В таком случае, конечно, навыки вдумчивого чтения теряются. И виноваты в этом не современные устройства, а отсутствие привычки к чтению, интереса к нему у современной молодежи, в частности.

Анастасия Григорьевна Кротова
Анастасия Григорьевна Кротова

— И еще один вопрос в продолжение темы. Как вы, лингвисты, считаете: хорошо или плохо, что наш русский язык сегодня изобилует совершенно чудовищными заимствованиями иностранных слов, постепенно вытесняющими наши исконно русские слова. То же слово «гаджет», что я уже употребил. Или другие: офис, ресепшен, бренд, тренд, серфить, треды, пасты, бугурты, посты, ок!, менеджер, маркетинг, пипл… Продолжать можно до бесконечности. Но ведь практически у каждого из этих слов есть русский аналог.

Лингвисты считают, что язык — это самодостаточный, постоянно развивающийся организм, который очень чутко реагирует на запросы общества и отражает наше мироощущение, наши вкусы, интересы и проблемы. Заимствования, о которых все так любят говорить, показывают современные «тренды»: влияние западной культуры на наше общество, наше стремление влиться в общемировой контекст, быть в курсе современных тенденций. И это совершенно нормально! С течением времени какие-то заимствованные слова совершенно адаптируются в русском языке (например, офис), другие все равно будут ощущаться нами как иностранные, чужие. А третьи вообще забудутся. Наша эпоха не первая в этом отношении, все это уже было и не раз.

 

«Цифровые граждане»

 

— А теперь вопрос по теме курса. Анастасия Григорьевна, статистика подтверждает распространенное мнение, что современные молодые люди, которых все чаще называют  «цифровыми гражданами», не представляют себя и свою жизнь без интернета: они общаются, учатся, работают, отдыхают с помощью интернет-технологий, удовлетворяя тем самым свои коммуникативные, познавательные, игровые потребности. Вы согласны, что интернет для молодого поколения — это такая же естественная среда коммуникации, как и реальное общение?

— Молодежь, безусловно, хорошо знает и активно использует возможности Сети, однако часто их знания, умения и навыки оказываются неполными: они регулярно общаются в социальных сетях, но при этом не умеют вести деловую переписку, например, с преподавателем; хорошо владеют так называемым «интернет-серфингом», то есть быстрым просмотровым и поисковым чтением, но не воспринимают длинные тексты, — как раз то, о чем вы говорили в первом вопросе; агрессивно критикуют всех и вся на форумах и в комментариях, но не могут спокойно и аргументированно выразить свою точку зрения в серьезной дискуссии. Кстати, в последнее время в связи с популярностью социальных сетей также возникла проблема использования непроверенного и сомнительного контента, который молодежь часто, совершенно не задумываясь, размещает на своих страницах. Таким образом, несмотря на большой опыт общения в интернете, молодые люди не всегда владеют речевыми, коммуникативными и этическими нормами интернет-коммуникации, считая, что в интернете «можно все».

— Скажите, назрела ли сегодня, в условиях гиперинформационного общества, необходимость обеспечить информационную безопасность как отдельных групп населения, например детей и подростков, так и в целом страны?

— Безусловно, назрела. Поэтому в стране на самом высоком уровне разрабатываются различные нормативные и законодательные документы. Мы же, в свою очередь, считаем важным разрабатывать специальные образовательные программы, посвященные интернет-грамотности и интернет-безопасности, в том числе и для студенческой аудитории. Все вышесказанное обусловливает актуальность курса «Коммуникационная культура интернета», созданного преподавателями кафедры филологии Гуманитарного факультета Новосибирского государственного технического университета для студентов разных специальностей.

На наш взгляд, необходимо помочь молодежи, с одной стороны, взглянуть на интернет-коммуникацию извне, осознать ее феноменологическую природу, поскольку такой угол зрения способствует более глубокому пониманию процессов, происходящих в интернете. С другой стороны, нужно, чтобы молодые люди осознали себя в интернет-деятельности, включили механизмы саморефлексии, позволяющие ответственно относиться к своему коммуникативному поведению в Сети.

— Поясните, пожалуйста, суть этого курса.

— Курс состоит из трех взаимосвязанных модулей: «Современная интернет-коммуникация как новая социокультурная и речевая формация», «Языковые формы и языковые средства интернет-общения», «Дискурсивные практики интернета».

Деление на такие модули не случайно: первый модуль позволяет вписать интернет-коммуникацию в существующие коммуникационно-информационные процессы и в культуру в целом.

Второй модуль — лингвистический, направлен на формирование культуроречевых навыков слушателей курса. Важность этого блока сложно переоценить, поскольку проблема грамотности интернет-пользователей остается актуальной и по сей день. При этом сами активные интернет-пользователи — студенты — отмечают, что часто не задумываются о своей речи в интернете, а кто-то даже считает, что в интернет-коммуникации языковых норм и правил не существует.

Третий модуль посвящен разным аспектам интернет-коммуникации  и потому весьма вариативен. В его рамках можно обсуждать самые разные темы, интересные для конкретной аудитории: речевые конфликты и манипуляции, сетературу и интернет-фольклор, сетевую самодеятельную лексикографию и вики проекты, сетевые СМИ и специфику делового общения в интернете, образовательные ресурсы Сети и юрислингвистические аспекты интернет-коммуникации.

 

«Ядро курса»

 

Елена Валериановна Карпова
Елена Валерьяновна Карпова

— Елена Валерьяновна, опираетесь ли вы на мнения студентов при разработке курса? Ведь не всегда то, что кажется интересным нам, действительно интересует молодежь.

— Мы регулярно проводим анкетирование студентов, приступающих к курсу, а также всегда после прослушивания курса просим студентов дать обратную связь. А в последнем исследовании мы поинтересовались мнением студентов-гуманитариев, у которых такая дисциплина в учебном плане отсутствует. Им было предложено ответить на вопрос: о чем, по их мнению, нужно говорить в рамках этого курса? Анализ ответов позволил выделить ряд интересующих респондентов проблем, в числе которых роль интернета в жизни человека, общая характеристика интернет-коммуникации, проблемы ориентации в информационном потоке, жанровое своеобразие, языковые особенности, этические и юридические вопросы интернет-коммуникации.

— Давайте, Елена Валерьяновна, с вашего позволения, процитируем ответы, чтобы «услышать» позицию и аргументы студентов на этот счет.

— Я не против.

О роли интернета в целом: «На самом деле, интернет — это огромный прыжок в будущее, ведь теперь нам, обычным людям, доступна абсолютно вся информация! Теперь не нужно часами проводить время в библиотеках — можно просто открыть окно браузера! Ну и… интернет — отличная идея для поддержания связи с близкими… и даже с незнакомыми…; …по моему мнению, в наше время интернет лишь на словах идеализируют, а на самом деле мы не то, чтобы не ценим, а просто не умеем пользоваться им в действительно полезных и верных целях…».

Об этикете интернет-коммуникации, вопросах безопасности и законодательной базе интернет-коммуникации: «Человек, находящийся по ту сторону экрана, стал понимать, что за его резкие слова, оскорбление и т. д. ничего не будет. Он  безлик. Он  безнаказан. В этом и есть проблема коммуникации в интернете… Я считаю, что все люди должны быть в ответе за свои слова, сказанные в адрес другого человека… Эту проблему нужно решать».

О языковых особенностях интернет-коммуникации: «… меня раздражает неграмотная речь в соцсетях, однако я понимаю, что невозможно заставить всех людей выражать свои мысли так, как я хочу».

Елена Михайловна Дубровская
Елена Михайловна Дубровская

— Елена Михайловна, вы говорили, что курс «Коммуникационная культура интернета» предполагает применение на занятиях не только информационно-коммуникационных технологий, что естественно, но и активных и интерактивных форм обучения, поскольку тематика дисциплины такова, что студенты подчас знают об обсуждаемых проблемах больше, чем преподаватель…

— На занятиях используются приемы технологии развития критического мышления, практикуется совместное обучение, применяется метод проектов. Зачет проходит в виде круглого стола, на котором обсуждаются основные вопросы курса.

В рамках подготовки к зачету по дисциплине студенты должны провести лингвистический анализ медиатекста, размещенного в интернете. Таким образом, готовясь к зачетному заданию, студенты имеют возможность «примерить» на себя роль эксперта, озвучить свою позицию, опираясь не только исключительно на интуицию, а вполне аргументированно.

 

Сверхзадача курса

 

— Итак, Анастасия Григорьевна, подведем итоги…

— Подводя итог, отметим, что, безусловно, сфера интернет-общения не является terra incognita для современной молодежи. Тем не менее мы постарались построить курс таким образом, чтобы затронуть в нем те проблемы, которые, на наш взгляд, позволяют расширить представление студентов о коммуникации в целом и интернет-коммуникации в частности, задуматься о таком феномене, как язык интернета, проанализировать собственное речевое и неречевое поведение в Сети.

Считаем, что все это способствует не только формированию их общекультурных и общепрофессиональных компетенций, но и, в определенной степени, обеспечению их информационной безопасности.Важнейшей из сверхзадач курса является обращение к языковой системе и человеческому общению как безусловным ценностям.

студенты

 

Хорошее начало требует распространения

 

Когда-то на заре зарождения автомобильной индустрии  никто не задумывался о том, что настанет время и нужно будет разрабатывать специальные правила езды на машине, обучать человека азам ее вождения, в конце концов, сдавать экзамены на право управлять транспортным средством. Нам кажется, что ситуация с интернетом напоминает эту историю.

Сегодня виртуальной сетью пользуются все, она стала неотъемлемой частью нашей жизни. Интернет так же, как когда-то автомобиль, упростил нашу жизнь, но вместе с тем и усложнил ее. Стало очевидным, что без знаний основ коммуникации, правил «дорожного движения», поведения в социальных сетях уже не обойтись. Именно эту мысль озвучили в своем курсе «Коммуникационная культура интернета» преподаватели кафедры филологии Гуманитарного факультета НГТУ. Но зададимся вопросом: только ли студенты этого учебного заведения должны знать и владеть коммуникационной культурой интернета? А что, будущие медики, биологи, педагоги (далее можно перечислять до бесконечности) этой культурой уже владеют? Безусловно, нет. Поэтому мы хотим сказать огромное спасибо преподавателям НГТУ за то, что они стали первопроходцами в этом важном и нужном деле. Этот опыт, нет сомнения, нужно широко распространять во все сферы нашей жизни.

ЧС ИНФО считает, что разработка новосибирских филологов специального курса коммуникационной культуры интернета заслуживает пристального внимания и обобщения, поэтому обращается к руководству Министерства образования и науки Российской Федерации, министерства образования Новосибирской области с предложением ознакомиться с их работой.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *