Человек и пятница: как родился дресс-код casual Friday

И какую трансформацию он претерпел сегодня? Отвечают эксперты

Что такое дресс-код? Читаем в словаре: «В Великобритании – принятая манера одеваться в определенной ситуации или в определенной социальной группе. В США – свод правил одежды для публичных мероприятий». Действительно, любой, даже самый специфический дресс-код устанавливает правила игры, облегчает членам социума/группы эту игру, дает возможность вписаться в коллектив, чувствовать себя в своей тарелке и моментально отличать непричастных от «круга избранных».

«Вообще, dress code – это форма одежды, которая давно сложилась в определенных исторических условиях, а затем была закреплена как знак профессии или статуса, – рассказывает Ануш Гаспарян, директор центра «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» НИУ ВШЭ, сооснователь консалтингового агентства Fashion Consulting Group. – Таковы, например, мантия и шапочка в европейских университетах, ведущие свое происхождение от средневековых костюмов, или парики английских судей, восходящие к XVIII столетию».

Главными носителями формальных кодов в наши дни являются крупные корпорации. «В некоторых корпорациях требования к одежде остаются очень жесткими, с правилами, детально прописанными на нескольких листах. Оговаривается абсолютно все – от прически до процента содержания полиэстера в ткани костюма», – уточняет Гаспарян.

И так было до 60-х годов прошлого века, пока в дресс-коде не возник формат casual Friday, который позволил работникам надевать в пятницу повседневную одежду. Есть несколько версий, как, где и когда «свободная пятница» появилась впервые, но так или иначе, каждая версия подтверждает: инициатива исходила не от самих сотрудников или их руководителей, а от производителей тех или иных товаров!

Например, утверждают, что в середине тех же 60-х годов производители знаменитых гавайских рубашек с целью повысить их продажи сгенерировали идею «Aloha Friday». И разрешили своим служащим по пятницам носить яркие цветастые рубашки – собственно, свою продукцию. А потом это нововведение постепенно распространилось на другие штаты и государства.

Другая версия связана с компанией Procter & Gamble и с 80-ми годами. В то время данная компания была в США лидером на рынке стиральных порошков. Чтобы понять, как еще можно увеличить продажи порошка, было проведено исследование, в результате которого выяснилось, что работники, носящие в офисе костюмы, практически не пользуются стиральными порошками, так как сдают «униформу» в химчистку. Оставалось только придумать, как заставить клерков стирать одежду дома, – элегантным решением стало лоббирование идеи хотя бы иногда надевать в офис одежду, которую не нужно сдавать в химчистку. Сначала концепцию casual Friday корпорация опробовала, как и гавайские «рубашечники», на своих сотрудниках, а потом провела рекламную кампанию, чтобы изменить стереотипы и в других фирмах.

Тем не менее, «несмотря на все усилия производителей в 60-е и в 80-е годы, в качестве устойчивого стандарта свободная «экипировка» в преддверии выходных укрепилась лишь в начале 1990-х, как своеобразный ответ на заезженную «строгую» модель ношения одежды на работу и стагнирующую экономику, символом которой формальная одежда в итоге и явилась», отмечает Ануш Гаспарян.

Большую роль в распространении и упорядочении casual Friday в 90-е сыграла американская компания Dockers, «дочка» Levi’s, основанная в 1983 году. Изначально концепция Dockers строилась на брюках цвета хаки – на альтернативных левайсовским джинсам чиносах, которые и по сей день являются визитной карточкой Dockers. Чтобы популяризовать брюки-чиносы, Dockers в 1992 году разработала руководство по стилю сasual Friday с наглядными иллюстрациями и разослала буклет в HR-отделы 25 000 американских компаний.

Главное – не забывать, что Сasual Friday – это не стиль casual. И уж точно не спортивный стиль. В нашем же случае важно сохранить деловой дух: мы можем заменить классические ботинки на лоферы, отказаться от галстука и официальной рубашки. В холодное время года хорошим решением станет водолазка в сочетании с пиджаком»
Ольга Немка
стилист шопинг-сервиса Style Concierge

Правила сasual Friday от Dockers звучали как своего рода модные заповеди-постулаты и не теряют актуальности в наши дни. В руководстве говорилось, например, что сasual не значит небрежный или что «рубашки без рукавов не приемлемы в офисах» и лучше прикрыть плечи блейзером или кардиганом, или что майки с принтами надо оставить дома, равно как и сандалии.

Таким образом миллионы служащих получили готовые решения, как одеваться по пятницам, и с радостью воспользовались ими. В чиносах-«докерсах» в 90-е годы стала ходить вся Америка, и они даже сделались частью поп-культуры (Гомер Симпсон из популярного мульт­сериала «Симпсоны» носит чиносы).

Сегодня есть бренды, которые строят свою концепцию на философии casual Friday – как, например, датская марка Casual Friday или российский бренд St. Friday Socks. «У дресс-кода casual Friday так много легенд появления, что хочется добавить свою версию: именно с цветных и дизайнерских аксессуаров (галстуков и носков) и началась популярность этой традиции. Когда магазины еще не научились удовлетворять спрос на новый офисный дресс-код, ситуацию спасали классные носки, – рассказывает основатель St. Friday Socks Сергей Тонков. – Наш бренд изначально задумывался как бренд-настроение. И пятница, само это слово, оказалось именно таким – настроенческим и вдохновляющим. Пятницу ждут, к ней готовятся, да что там – все работают, чтобы в конце недели наступила пятница!»

В итоге дресс-код сasual Friday стал всемирным трендом и все больше укрепляется даже в самых строгих учреждениях. «При этом требования каждой конкретной компании к casual Friday различаются. Например, внешний вид и стиль политиков, чиновников, финансистов должен отражать стабильность, надежность. Таким работникам в пятницу, как правило, разрешается просто снять галстук. Для сферы образования, продажи товаров и услуг характерен дружественный, «доступный» деловой стиль», – рассказывает Ануш Гаспарян.

Корпорации, как правило, сами задают границы пятничного дресс-кода, помогая сотрудникам понять, как не перепутать офис в пятницу со спортзалом или собственным загородным домом. Но не ошибиться помогают и мужские магазины классической одежды. «Несмотря на то что мы любим костюмы, мы за баланс рабочего и личного времени. Работая с клиентами, мы всегда подсказываем им, как пиджак можно сочетать с джинсами, чиносами и кедами по пятницам, а вместо галстука дополнить образ нагрудным платком», – говорит Пол Коммандеур, гендиректор Costume Code, ателье по пошиву мужской одежды.

У ведущих «костюмных» брендов, таких как Corneliani, Brioni, Canali, Pal Zileri и тому подобных, есть casual-отдел, готовый предоставить клиенту необходимую «дозу» расслабленности, не выходя за формальные рамки. «Степень расслабленности пятничного лука должна быть в пределах нормы: сдержанные тона, отсутствие «рваных» элементов, ярких рисунков или логотипов, – говорит глава представительства бренда Suitsupply в России Эрик Царьков. – В кэжуальной зоне наших магазинов и подобных нашим можно собрать пятничный total look. Это могут быть чиносы, сорочки, трикотаж, casual-пиджаки с «мягким» плечом и накладными карманами – от однотонных вариантов из 100%-ной шерсти до смесовых сезонных с добавлением кашемира, шерсти альпаки, верблюжьей шерсти. Мой фаворит из новой коллекции – комплект из темно-серых фланелевых брюк с бледно-розовым джемпером и шерстяным клетчатым пиджаком».

Главное – не забывать, что casual Friday – это не casual и не спортивный, считает топ-стилист шопинг-сервиса Style Concierge Ольга Немка. «Формируя гардеробы наших клиентов, мы часто продумываем несколько комфортных образов именно для формата casual Friday и четко понимаем тонкости различных casual-форматов. В спортивном или casual-стилях допустимы «рваные» джинсы, кислотные оттенки. В нашем же случае важно сохранить деловой дух: мы можем заменить классические ботинки на лоферы, отказаться от галстука и официальной рубашки. В холодное время года хорошим решением станет водолазка в сочетании с пиджаком».

Ну и конечно, одежда – это всего лишь одежда. А работать в пятницу все равно придется не в стиле casual, а как обычно – с полной серьезностью и отдачей!

Читайте также