СПИК 2.0 не выдержит двоих

На новые льготы инвесторы заявятся поодиночке

Как выяснил “Ъ”, правительство опять поменяло концепцию разрабатываемого инвестрежима для промышленности — новых специнвестконтрактов (СПИК 2.0). Теперь каждый контракт разрешат подписать только одному инвестору — без привлеченных сторон. Это, видимо, сделает невозможным заключение СПИК автоконцернами с участием производителей компонентов, а также контрактов, аналогичных тому, что успел в январе подписать альянс АвтоВАЗа с Renault, Nissan и Mitsubishi. СПИК должен стать ключом для доступа к промсубсидиям, компенсирующим утильсбор, и в правительстве ожидают, что контракты подпишут все крупнейшие автоконцерны, работающие в РФ.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ  /  купить фото

Вице-премьер Дмитрий Козак предлагает заключать каждый специнвестконтракт по новому механизму (СПИК 2.0) — только с одним инвестором, следует из протокола совещания у чиновника от 17 января (есть у “Ъ”, подлинность его подтвердил представитель вице-премьера). Господин Козак поручил Минпромторгу, Минфину, Минэкономики и ФАС исключить из СПИК 2.0 возможность включения в контракт иных лиц на стороне инвестора.

С 2015 года введен механизм «старых СПИК» (СПИК 1.0), которые дают налоговые льготы на десять лет в обмен на инвестиции. В 2018 году начали разработку нового, более прозрачного СПИК 2.0. Автоконцернам контракты были нужны как замена истекавших льгот по соглашениям о промсборке. Ряд из них успели подписать «старые СПИК»: например, АвтоВАЗ-Renault-Nissan-Mitsubishi, Hyundai, группа ГАЗ, Daimler, ожидают одобрения «Автотор» и BMW, интерес проявили, по данным “Ъ”, Volkswagen и Ford.

Партнер Bryan Cave Leighton Paisner Владимир Чикин поясняет, что и по СПИК 1.0 заключить контракт с несколькими инвесторами нельзя, но могут быть «привлеченные стороны» — они, в отличие от инвестора, не получат налоговых льгот, но им может гарантироваться доступ к госсубсидиям. По формулировке поручения, полагает он, в СПИК 2.0 исключается эта возможность.

Цель отказа от привлеченных сторон в ведомствах не поясняют. Но это, видимо, делает невозможным заключение СПИК 2.0 автоконцернами с привлечением производителей компонентов. Как рассказывают источники “Ъ”, идея обсуждалась при подготовке стратегии автокомпонентной отрасли. Не удастся заключить и такие контракты, как подписанный 21 января АвтоВАЗом «старый СПИК» — при участии альянса Renault-Nissan-Mitsubishi.

Для автопрома особо важна и привязка госсубсидирования к СПИК: в конце 2018 года Дмитрий Козак анонсировал, что доступ к промышленным субсидиям (де-факто компенсация утильсбора) смогут получить только держатели контрактов (см. “Ъ” от 10 декабря 2018 года). Как поясняли источники “Ъ”, это должно было отрезать от субсидий «гаражные производства», но также сделает работу локализованных в РФ игроков без СПИК экономически невыгодной. Представитель вице-премьера Илья Джус пояснил, что в аппарате правительства рассчитывают, что в автопроме оставшиеся крупные игроки заключат СПИК «по существующим условиям». Среди концернов, которые получают компенсации утильсбора по соглашениям о промсборке, но пока не проявили интерес к СПИК, источники “Ъ” в правительстве называют PSA и Toyota.

В других отраслях идеи делать СПИК ключевым для доступа к господдержке не было. Заместитель главы Stada CIS Иван Глушков рассказывает, что в фармацевтике СПИК — страховка неухудшения налоговых условий и, как правило, и ранее заключался одним инвестором. В целом, по его словам, преференций по допуску к господдержке СПИК для фармкомпаний не гарантирует, давая лишь право быть единственным поставщиком в госзакупках.

СПИК 2.0 (см. “Ъ” от 8 октября 2018 года) предполагали заключение контрактов по конкурсу на локализацию новых технологий из перечня, утверждаемого правительством. Ранее предполагались исключения (СПИК без конкурса) для оборонных технологий, по решению президента и т. п. Теперь же Дмитрий Козак поручил не допускать подписания СПИК 2.0 без конкурса. Также срок заключения контрактов ограничат концом 2030 года.

Но источники “Ъ” в автопроме отмечают, что перечня технологий для СПИК 2.0 нет, а Минпромторг сегодня требует по контрактам локализовать, например, производство двигателей. Они опасаются, что в перечень войдут заведомо неисполнимые положения, например локализация электромобилей, что сделает СПИК 2.0 барьером для допуска к компенсациям утильсбора.

Ольга Никитина

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...