Вперед, Кулибины: что стало с самыми интересными изобретениями Подмосковья

Экономика

Эти люди – двигатели прогресса. Они придумали колесо, радио, сотовый телефон, компьютер, создали антибиотики и вакцины, сконструировали микроволновку и авиадвигатель. Они трудятся в пыльных гаражах, маленьких фирмах или серьезных научно-исследовательских институтах. Изобретатели – народ особый. Что ими движет, как они создают свои открытия и получают ли с них хоть какие-то дивиденды? И какие уникальные разработки созданы Кулибиными из Московской области? Все это выяснил корреспондент «Подмосковье сегодня».

SOS: ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Когда житель Подольска Владимир Миронов решил получить патент на свое изобретение, члены патентной комиссии, увидев чертежи, схватились за головы. И отправили подольчанина домой.

– Они признали мою разработку вечным двигателем, – качает головой Миронов. – А дело в том, что еще с 1775 года французская Академия наук приняла историческое решение об отклонении любых проектов вечных двигателей как заведомо неосуществимых.

Двигателю Миронова не нужен ни бензин, ни керосин, ни электричество, даже вода не нужна. Он работает на… воздухе! Конструкция проста – ротор, стартер и два фланца. Работа осуществляется путем подачи из баллона сжатого воздуха, который нужно предварительно накачать в него обычным велосипедным насосом.

– Мой пневмодвигатель подходит для любого транспортного средства – от автомобиля до самолета, – объясняет Миронов. – Причем менять конструкцию не надо, просто вынимай старый движок и устанавливай мой. 20-литрового баллона хватает, чтобы проехать от Москвы до Владивостока. «Топливо» кончится – возьми насос и накачай еще.

Уникальную модель Владимир Семенович начал разрабатывать еще в конце 1980-х, когда трудился в климовском ЦНИИточмаш. Она должна была пойти в производство. Но потом наступила перестройка, и мироновское изобретение стало никому не нужно. Все прошедшие с тех пор годы ученый «шлифовал» свое открытие. И тут отказ – двигатель-то вечный! Два года Миронов бился, доказывая, что «вечный, но не совсем», и в итоге получил-таки патент.

Правда, получить-то получил, но никуда пристроить изобретение не удалось. Российские автоконцерны Миронову отказали, заявив, что «у них и своих проблем полно», американский «Дженерал Моторс», по его словам, заинтересовался разработкой, посулив подольчанину миллионы, но Владимир Семенович иностранцам отказал – патриот. Так и лежит проект уникального двигателя, пылится. Видно, не пришло пока его время.

ПОДАРОК ДЛЯ КИТАЙЦЕВ

Судьба изобретения Виктора Бирюкова из Чехова сложилась более оптимистично, оно давно ушло в производство. Однако сам Виктор Васильевич с этого ничего, кроме морального удовлетворения, не получил…

Бывший военный, после отставки он зажил тихой жизнью пенсионера, но чего-то ему не хватало. Как-то, намучившись убирать снег во дворе своего дома, задумался: как оптимизировать эту трудную, неблагодарную работу? Пораскинул мозгами, на месяц заперся в своей мастерской и предъявил миру необычную конструкцию. Получился у него некий синтез обычной совковой лопаты и тачки. Бирюков дал гибриду название «Снегоуборочная тачка» и запатентовал ее, попутно раскидав материалы о своей разработке по всему интернету.

– И вдруг звонок из Китая, – вспоминает Виктор Васильевич. – Звонил очень предприимчивый молодой человек Марат, сын посольского работника. Заинтересовался моей тачкой. Приезжал в Чехов ко мне, все посмотрел, пришел в восторг. Предложил переехать в Китай, где будет начато производство, сулил миллион долларов.

В Поднебесную Бирюкова не пустили родные. Сказали, что «миллионы миллионами, а ты нужен нам здесь, в Чехове». А через некоторое время Виктор Васильевич узнал, что сразу две компании в Китае начали выпуск его тачек. Естественно, что без всяких отчислений автору. Но Бирюков не расстроился. Он продолжает творить в своей мастерской и изобретать новые необычные конструкции.

ИЗ СЕРГИЕВА ПОСАДА С ЛЮБОВЬЮ

Как-то бизнесмен из Сергиева Посада Игорь Якунин отдыхал в теплой компании друзей и потянулся за банкой соленых огурцов. А вот открыть не смог! Пыжился, исколол руки ножом – короче, тяжело дались огурчики. И предприниматель задумался. Он как раз занимался оптовой торговлей крышками и банками для солений. И что же это, весь народ так мучается?

– Я решил создать универсальную открывалку, – говорит Якунин. – Чтобы можно было отделить крышку от банки легко и без усилий.

Кулибинский червячок сидел в Якунине давно: в советское время он служил в НИИ прикладной химии, где запатентовал несколько своих изобретений. Сначала он нарисовал чертеж, потом в гараже сделал первый макет. Запатентовал разработку. Заказал пресс-формы, заключил контракт с предприятием в Сергиевом Посаде, занимающимся литьем пластика, и приступил к производству. Поначалу открывалки Якунина были достаточно примитивными. Это сейчас они на четыре размера, с выемкой для открывания бутылок и «когтем» для жестяных банок с кольцом.

В год бизнесмен выпускает несколько сотен тысяч открывалок. Они продаются по всей России в крупных сетях типа «Ашана» и «Ленты». При розничной стоимости в 100 руб. каждая, объемы позволяют Якунину с семьей безбедно жить и радоваться. Правда, предприимчивые коллеги почти сразу же начали копировать якунинские открывалки, но с ужесточением российского законодательства в области авторского права Игорь надеется, что вскоре ему удастся призвать их к ответственности.

ДУХОВОЙ АРБАЛЕТ

Настоящий фурор произвели в сборной России по арбалетному спорту испытания духового арбалета «Кондор», сконструированного жителем Подольска Богданом Хмельницким. Эксперт журнала «Популярная механика» с восторгом писал, что это уникальная разработка, для которой «во всем мире не найдется ни четкого видового названия, ни конструктивного аналога».

Когда чемпион Европы по арбалетному спорту протестировал единственный в мире арбалет с газовой пружиной Хмельницкого, он высоко оценил изобретательский талант подольчанина. Разработка заинтересовала и тренера сборной Сергея Чикишева, он сказал, что это оружие хорошо использовать для тренировки стрелков.

Богдан Хмельницкий по профессии фрезеровщик, а в свободное от работы время занимается изобретательством. Творит дома, где у него оборудована мастерская. До арбалета он успел создать самый маленький в мире лук. В то время как обычные спортивные луки величиной 1,75 м, сложная конструкция Хмельницкого размером менее полуметра, а характеристики стрельбы такие же.

А широкой публике Богдан запомнился уникальным транспортным средством, которое он сконструировал, чтобы добираться до работы.

– Это самоходный маунтинборд, – поясняет изобретатель. – Что-то вроде большого скейта, но с аккумулятором и большими вездеходными колесами. На нем можно даже через бордюры проезжать.

Никаких дивидендов от своих разработок Хмельницкий не ждет. Даже не подает на них заявок в патентное бюро. Ему это не нужно. Он творит, по его словам, просто ради удовольствия.

ФЛЕШКА БУДУЩЕГО

Помимо изобретателей-одиночек, инновационные продукты и технологии разрабатывают и компании. Например, новый резидент ОЭЗ «Дубна» – АО «ДИН-Связь». Предприятие создает уникальное устройство нового поколения для хранения данных.

– Как-то у меня закончилась память на телефоне, – рассказывает генеральный директор «ДИН-Связи» 24-летний Георгий Милитдинов. – Можно было бы купить карту памяти, но они часто ломаются. Плюс все иностранного производства. А хотелось создать что-то наше.

Милитдинов тогда занимался разработкой программного обеспечения для телекоммуникационного оборудования, так что опыт имелся. И вот спустя некоторое время начал вырисовываться проект первого в мире персонального токена (устройства, обеспечивающего информационную безопасность пользователя).

Уже изготовлен первый прототип. Это удлиненное устройство, похожее на флешку. Его функции поражают воображение. Токен не только защищает информацию гаджета методом шифрования, но еще и передает данные. Например, с его помощью можно бесконтактно проводить все виды платежей. Также в нем есть медицинская и единая транспортная карта. С помощью этого токена можно открывать замки и заводить автомобиль. Он защищен от воды и удароустойчив.

– Сейчас мы подаем на патент, – говорит Милитдинов. – Будем писать приложения для iPhone и Android, а потом запустим в производство в Дубне.

НЛО ИЗ ЩЕЛКОВА

Бесспорно, самым знаковым изобретением, наверное, не только Московской области, но и всей России является разработка авиаконструктора из поселка Загорянский Щелковского района Льва Щукина. Он создал безаэродромный летательный аппарат «ЭКИП», относящийся к классу экранолетов. Может взлетать с любой поверхности, хоть с воды, хоть с пустыни, потому что движется не на шасси, а на воздушной подушке.

– «Русским НЛО» заинтересовался тогдашний президент Борис Ельцин, – рассказывает сотрудник Военно-технического музея из Черноголовки Людмила Путря. – Выделил деньги на производство. Но потом началась девальвация, деньги обесценились, финансирование прекратилось. Лев Щукин даже не мог платить зарплату работникам. От переживаний у него случился разрыв сердца, и он скончался.

Несколько опытных образцов НЛО успел выпустить Саратовский авиационный завод. Но в середине 2000-х его ликвидировали, щукинские «тарелки» хотели отправить на свалку. Сотрудники черноголовского музея спасли их – три действующих образца стали частью постоянной экспозиции.

САМЫЕ-САМЫЕ

Согласно данным Роспатента, в 2018 году в раздел «100 самых перспективных изобретений» попали несколько разработок из Московской области. Так, ООО «Диалог-транс» из Ивантеевки запатентовало «Способ сравнения контрольных сигналов и устройство для его реализации», относящийся к системам движения поездов на железной дороге. Есть очень большая вероятность, что разработкой заинтересуется ОАО «РЖД».

А специалисты ООО «Техноплазма» из Балашихи создали уникальный промышленный фильтр для очистки воды. Он намного эффективнее и дешевле существующих аналогов. Найдет ли разработка применение в промышленности – покажет время.

– Мало изобрести что-нибудь, мало получить патент на свою разработку, – говорит председатель Совета Московской областной общественной организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Людмила Павлова. – Нужно, чтобы это изобретение пошло в производство, работало. А для этого нужны деньги. Любое внедрение – это минимум миллион рублей. Денег сейчас ни у кого нет. Даже у крупных предприятий, что уж говорить о шансах изобретателей-одиночек. Реализованных проектов, в которые кто-то захотел вложиться, – единицы.