В Новосибирской областной детской библиотеке им. А.М. Горького 7 декабря 2022 года прошла II научно-практическая конференция «Воспитаем читателя вместе». В прошлом году конференция была посвящена сотрудничеству библиотеки и педагогического колледжа № 1 им. А.С. Макаренко, и в ней принимали участие преимущественно студенты колледжа. В этом году в конференции участвовали воспитатели детских садов, учителя, библиотекари.
Открыла конференцию Костина Ольга Петровна, директор библиотеки. Она сказала о важности поднимаемых на конференции вопросов и пожелала всем успешной работы.
Модератор конференции, главный библиотекарь педагогического отдела Омельченко Ольга Ивановна обратила внимание слушателей на то, что тема «Воспитаем читателя вместе» – одна из основных в работе библиотеки на протяжении нескольких лет. Под этим названием прошел областной конкурс методических материалов в помощь работе с родителями, смотр-конкурс детских садов на лучший стенд для родителей, марафон родительских собраний.
Лозинская Татьяна Григорьевна, начальник педагогического отдела, в своем выступлении представила библиотеку как современное, креативное пространство, центр развития, самопознания, притяжения детей, взрослых, специалистов разных профессий, а не только местом, где читают книги.
Она рассказала о современных комплексных услугах библиотеки, соответствующих запросам пользователей и способствующих формированию книжной культуры (теневой и пальчиковый театр, досуговая программа «Выходные без заботы», профориентационные мероприятия и другие).
Котомцева Ирина Владимировна, главный библиотекарь отдела комплексного библиотечного обслуживания, сделала обзор серии дайджестов по творчеству современных авторов, пишущих для детей «Представление начинается».
Учителя-логопеды детского сада № 451 Чупина Лариса Анатольевна и Барышникова Светлана Михайловна говорили о проведении экспресс-анкеты среди воспитателей, в результате которой были выявлены самые важные качества и профессиональные навыки педагога: любовь к детям, доверие, личный пример, психолого-педагогические приемы, чтение и игра. Они выделили такие формы работы, как организации книжных выставок и экскурсии в библиотеку.
Детский сад № 451 активно занимается становлением всех сторон речи ребенка, словотворчеством, сочинительской деятельностью, конструированием новых слов, артикуляционными упражнениями. Об этом рассказали учителя-логопеды Соловьева Елена Александровна и Фокеева Елена Александровна.
Кашина Елена Николаевна, учитель СОШ № 7, представила интересные читательские проекты:
онлайн-викторину «Как жила настоящая деревенская баба 7 лет от роду» по книге Станислава Востокова «Фрося Коровина»,
«Хорошо тому, кто в своем дому» по книге Марины Улыбышевой «Русская изба от печки до лавочки»,
исследовательский марафон «Сказание о еде», в ходе которых, дети изготавливали «избы», румбоксы, делали рисунки.
Руководитель кружка «Читаем и играем» СОШ № 66 Крапивина Людмила Петровна подчеркнула важность метода театрализации для привлечения детей к чтению и продемонстрировала его на примере работы со сказкой «Баба Яга».
Разгонова Лилия Александровна, воспитатель дошкольного отделения СОШ № 51, сказала о том, что цель их взаимодействия с родителями – помочь им осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, как залог жизненного успеха ребенка. Она рассказала о формах и методах, используемых для достижения цели: кукольный театр, самодельные семейные книги, экскурсии в библиотеку, создание буктрейлеров по детским книгам, проведение викторин.
Рубан Елена Николаевна, воспитатель дошкольного отделения «Ягодка» СОШ № 217, в своем выступлении остановилась на формах знакомства детей с русским фольклором: кейсбук «Герои русских народных сказок», изготовление куклы-мотанки, книжки-малышки, драматизация потешек, празднование народных праздников и др.
О предпосылках формирования читательской грамотности у детей говорила Ладыгина Мария Валентиновна, воспитатель детского сада № 17. С этой целью в детском саду организованы книжный и театральный уголки, костюмированный, настольный и пальчиковый театры, используются в работе метод синквейна и творческого преобразования сказок: различные концовки, смешивание нескольких сюжетов.
Федоткина Светлана Николаевна, воспитатель дошкольного отделения «Ягодка» СОШ № 217, рассказала о сотрудничестве воспитателей, детей и родителей в ходе работы над познавательно-творческими проектами «Волшебный мир Самуила Яковлевича Маршака» и «По страницам произведений Н. Носова», которые способствовали развитию у детей интереса к чтению.
Об областном конкурсе «Читающая мама – читающая страна» рассказала главный библиотекарь педагогического отдела Омельченко Ольга Ивановна.
Говоря о том, что конкурс проводится с 2017 года, она подробнее остановилась на особенностях конкурса в 2022 году, когда надо было привлечь к чтению сопроводительный материал: игру, игрушку, познавательную книгу о герое сказки (в сказке лягушонок – и познавательная книга о лягушках), мультфильм на эту же тему и т.д.
В завершении конференции шел разговор о необходимости знаний о новой детской литературе, о том, что полученный материал был полезен, о желании встретиться в следующем году.
Все участники получили благодарственные письма и сертификаты. По электронным адресам присутствующих были направлены дайджесты и презентации о современной детской литературе, подготовленные сотрудниками Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М. Горького.
О.И. Омельченко, главный библиотекарь педагогического отдела
Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М. Горького