19 апреля 2024     

Культура   

Музыка ткачества…

В галерее традиционных промыслов и ремесел Ольга Леонидовна проводила мастер-класс для желающих освоить секреты ручного ткачества. Она так увлекательно рассказывала о традиционном промысле, что захотелось непременно встретиться с рукодельницей еще раз. И вот случай представился…

Ольга Леонидовна недавно вернулась со II Всероссийского фестиваля современного ручного ткачества «Пестрые нити», который проходил в Петрозаводске. Тюменская мастерица привезла с конкурса особый диплом (придуманный именно для нее) — «За оригинальность ассортиментного ряда».

— Вообще на этом фестивале должны были вручать только одну награду — Гран-при за лучшую тканую сумку. Его получила автор из Псковской губернии Гусляна Картюшова, — пояснила собеседница. — Но, похоже, жюри поразило разнообразие моих работ. За что и отметили.

В коллекции изделий Ольги Козловской — цветастые закладки и пояса, сумки и полотенца, гобелены и многоремизные скатерти (со сложными геометрическими узорами)… Кстати, именно в Сибири раньше ткали такие. Они считались признаком достатка и благополучия. Узорчатой «самобранкой» хозяева застилали стол лишь в том случае, если ждали дорогих гостей.

— Сейчас сложная технология изготовления почти забыта, полюбоваться изделиями можно разве что в музеях Тюмени, Ялуторовска. Многоремизные скатерти впервые увидела на выставке в музее изобразительных искусств, — вспоминала Ольга Леонидовна. — Решила: непременно научусь их ткать. Однако осуществить задуманное оказалось не так-то просто. Куда ни обращалась, не могла найти нужной информации. Собирать ее пришлось с миру по нитке. Мастериц, владеющих старинной технологией, не осталось… Общалась с их дочерьми. Из отрывочных воспоминаний складывалась цельная картинка. Многое пришлось додумывать самой: пригодились знания и опыт.

Сколько лет вы занимаетесь ручным ткачеством? — поинтересовалась.

— Почти всю жизнь… Моя бабушка ткала половики. Правда, меня к станку не пускала: чтобы ничего не испортила. Но кто бы слушал? — улыбалась воспоминаниям мастерица. — Улучив минутку, я пыталась что-то ткать. Бабушка потом очень сердилась, распутывая нитки… Мама тоже раньше шила, вышивала, вязала. Рукодельничала поневоле. Жизнь наша советская многих вынуждала брать в руки спицы, ножницы, иголку. Я тоже шила да вязала, когда дети народились. Перестройка была в стране — денег не хватало.

Ольга Леонидовна выбрала ткачество своей профессией. Правда, путь к ней оказался извилистым. Сразу после школы устроилась в тюменское швейное ателье ученицей отделочницы, потом вышивальщицей. Кстати, отметила, неплохо зарабатывала, наравне с опытными мастерицами. Два года проработав в ателье, поехала в Москву, чтобы выучиться на художника. «Хотела стать модельером, — призналась Ольга Козловская. — Попыталась поступить в технологический институт в Москве. Не прошла по конкурсу…»

Добрые люди подсказали девчушке из провинции поступить для начала в художественно-промышленное училище. Будущая мастерица воспользовалась дельным советом.

—Училище было для меня хорошей школой, — заверила. — Там получила базовые знания, окончила училище с красным дипломом. После устроилась на «Мостекстильпром», художником экспериментального цеха. Проработала на фабрике восемь лет. В нашем цехе разрабатывали эскизы изделий, которые затем ткали на дому инвалиды. Это были в основном шарфы, коврики на кресла… В художественной мастерской объединения другие художники разрабатывали проекты жаккардового ткачества, придумывали рисунки для покрывал. Мне были интересны и эти техники… В годы перестройки объединение распалось, фабрику ручного ткачества закрыли. Начался новый этап моей жизни. С двумя детьми вернулась к родителям, в Тюмень.

Сразу по приезде устроилась в колледж № 16, учила девчат ткать ковры (это был факультативный курс). Основная работа была в лаборатории моды, в то время только созданной директором колледжа Магойченковым. В непростые перестроечные годы Ольга Леонидовна решилась продолжить образование, поступила в академию культуры. Училась сама — и преподавала мастерство сокурсникам — будущим художникам декоративно-прикладного искусства. Получив высшее образование, Ольга Козловская работала сразу в нескольких местах: академии, клубе «Родник», сотрудничала с Центром ремесел. Потом — с дизайнерами в нефтегазовом университете.

В «Роднике» был кружок резьбы по дереву. Неугомонная рукодельница решила освоить и это ремесло. Не из праздного любопытства, по необходимости. Ткачихе нужно было отремонтировать станок, у которого сгнили станины. Мастер настоял: делай новые. «Я попробовала — получилось. Года три-четыре резьбой по дереву занималась. Давно это было, почти все забыла», — скромно отшучивалась Ольга Козловская. Сейчас умение обращаться с деревом ее очень выручает. Преподаватель помогает делать челноки и «косарики» (особые инструменты, которыми ткачихи прибивают уточную нить) студенткам-первокурсницам, только открывающим для себя мир ткачества.

— Я и сама продолжаю учиться до сих пор. Это не только необходимость для педагога, но и радость, — рассуждала героиня. — Казалось бы, столько лет ткачеством занимаюсь, знаю все техники… Ан нет! Съездила в июне на фестиваль в Петрозаводск, пообщалась с рукодельницами из других городов, побывала на мастер-классах. Теперь то, что узнала нового, может быть, включу в программу.

— Чем вас ткачество привлекает?

— Безграничностью творчества. Сама иной раз задумываюсь, почему я столько лет этим занимаюсь: провожу мастер-классы, участвую в конкурсах и фестивалях?.. Старинный промысел исчезает. Сегодня в Тюмени ткачеством мало кто всерьез увлекается. Вообще в нашем городе традиционные промыслы выживают не благодаря, а вопреки… Обидно. Хочется сделать рекламу, привлечь людей. Нет, не к себе, не к своим работам — к ткачеству. Пусть мастерицы делают что-то хотя бы для себя. У нас в академии собираются организовать «факультет третьего возраста», где бы пенсионеры и все желающие могли изучать традиционные ремесла. Надеюсь, идея себя оправдает. Жаль будет, если не найду кому передать свои знания, опыт…

— Можно доверить их бумаге. Книгу напишите…

— Была такая задумка. Книга написана и проходит долгий путь согласований. Но у академии средств на выпуск издания с цветными иллюстрациями нет. Пока делаю свои методички, раздаю их на мастер-классах, фестивалях в электронном виде всем тем, кто интересуется ткачеством.

— Как же ваши студенты? Кто-нибудь из них увлекся ткачеством?

— Были способные ученики. Увы, ткачество стало для них не делом жизни, а всего лишь хобби. Время, строгий судья, всех нас в свои рамки заправляет… Многие мои выпускники нашли себя в дизайне и полиграфии, некоторые бывшие студентки сейчас работают в текстильных магазинах, продавцами-консультантами, педагогами дополнительного и высшего образования. Но хочется, чтобы они были художниками. Может, с нынешним набором повезет, — мечтательно замечает Ольга Леонидовна.

В планах педагога — воспитать своего, «местного», художника-дизайнера, владеющего и современными направлениями, стилями, и традиционными приемами ткацкого ремесла. Кстати, сочетание классики и авангарда в одежде и интерьере привлекает сегодня многих дизайнеров.

В этом году Ольга Козловская и ее студенты создали свою студию моды «СибИрия» при институте изобразительных искусств и музейных технологий, выпустили первую коллекцию. Ее изюминкой стало включение в современный костюм элементов урало-сибирской росписи. Сами изделия были выполнены в технике валяния. Эксперимент оказался удачным. Коллекция студии была отмечена дипломом II степени на областном фестивале «Студенческая весна».

— Хотите заглянуть в нашу мастерскую? Пойдемте… — неожиданно предложила Ольга Леонидовна.

В коридорах небольшого корпуса академии, который находится на улице Пароходской, светло, уютно, тихо (лето все-таки!) Ощущение, что попал в музей изящных искусств. Взгляд невольно задерживается на развешанных в холле живописных полотнах, а также на рисунках, недавно появившихся в коллекции. «Эти акварели, карандашные рисунки выполнены на пленэре, — пояснила мой «экскурсовод». — А в стеклянных витринах выставлены дипломные работы наших студентов, выпускников разных лет».

… В мастерской пока пусто. Собранные миниатюрные и монументальные ткацкие станки скучают в ожидании рукодельниц. «Традиционный станок нисколько не сложнее, — пояснила собеседница. — Любая мастерица может его разобрать, собрать… Самое муторное занятие — заправка станка. Без усидчивости и терпения в ткачестве не обойтись. К примеру, кросно с четырнадцатью ремизками готовишь к работе недели две. Зато ткать потом быстро. Когда работаю за станком, со стороны кажется, будто на органе играю: пляшу по подножкам, тут прибиваю, там кидаю челночок… Меня часто сравнивают с музыкантом».

— Чтобы стать музыкантом, нужен слух. Без каких способностей не обойтись ткачихе? — уточнила.

— Прежде всего нужен интерес к творчеству, терпение плюс художественное образование. Это как фундамент, на котором можно строить дом — учить ткачеству. В его основе — строгая система, не запутаешься. Важно освоить основные принципы организации ткани. Зная их, можно создавать шедевры. Этому мы и учим своих студентов…

В 2010 году на конкурсе «Урал мастеровой» Ольга Козловская заняла первое местов номинации «Ткачество поясов».

Нравится

Статьи по теме

№132 (5340)
02.08.2011
Любовь Киселёва
Графика: авангард и классика
№128 (5336)
27.07.2011
Любовь Киселёва
Путешествие в «большую Сибирь»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"