Протодиакон Павел Бубнов: как Евфросиния Полоцкая учит нас любить своих врагов

Любите врагов ваших

В год 1030-летия православия на белорусских землях обратимся к духовному опыту белорусских святых, актуальному и в наши дни.



Особое место среди просветителей земли белорусской занимает Евфросиния Полоцкая. Прежде скупые сведения о ее житии и богословском творчестве совсем недавно существенно обогатились благодаря завершению раскрытия первоначальных фресок Спасо-Преображенского храма, возведенного в XII веке в Полоцке.

В чем же заключалась просветительская деятельность преподобной Евфросинии? До нас не дошли ее сочинения, высказывания, поучения, но просветительское содержание росписей, выполненных под руководством и с непосредственным участием святой, впечатляет. Промыслом Божиим они хранились восемь с половиной веков и открылись нам — жителям XXI века. Причем сегодня эти росписи не просто раскрыты, но и глубоко изучены, описаны и доступны каждому, кто желает познакомиться с богословским творчеством святой Евфросинии.

Освоение многогранной программы росписей Спасского храма можно сравнить с прохождением программы обучения в современном духовном учебном заведении. Здесь есть и Священное Писание Ветхого Завета с его пророчествами и прообразами, и события и заповеди Нового Завета, и история Церкви, и борьба с ересями, и гимнография, агиология, аскетика и эсхатология. И самое важное, что все эти темы, все эти направления мудрости церковной осмыслены, привязаны к жизни и в прямом смысле этого слова работают. Несомненно, человек, задумавший и реализовавший такой проект, был крупным богословом Церкви, а сам Спасский храм — крупным центром плодоносного духовного просвещения, каковым остается и сегодня.

Вот лишь один тезис богословской программы Спасского храма. В конце 1120-х великий князь Киевский Мстислав Владимирович захватил Полоцкое княжество и пленил его князей — отца святой Евфросинии Святослава и его братьев Давида и Ростислава Всеславичей, а в 1130 году отправил их в ссылку в Византию, где они и скончались. В росписи ближних к алтарю подкупольных столпов церкви мы встречаем изображения небесных покровителей отца Евфросинии и его братьев. На почетном месте противолежащей алтарю грани северного столпа размещено изображение святого великомученика Георгия — небесного покровителя отца преподобной, князя Святослава, в честь которого он был крещен. А в пару ему — на таком же почетном месте, на аналогичной противолежащей алтарю грани южного подкупольного столпа — изображен святой великомученик Феодор Тирон, являющийся небесным покровителем великого князя Киевского Мстислава Владимировича, главного врага Полоцких Всеславичей, принесшего им так много бед.

«Любите врагов ваших… молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Несомненно, преподобная жила этими словами Спасителя. Почитая святых великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Тирона, она воздала честь не только своим предкам, но и их главному обидчику.

Но это еще не все. В композиции Страшного суда, в южном своде западной части храма привлекает внимание композиция из двух святых воинов, возлежащих в райском саду под ветвями раскидистого дерева. Их облик и иконография полностью идентичны образам святых Георгия Победоносца и Феодора Тирона, а такая нехарактерная сцена абсолютно выходит за рамки содержания традиционной композиции Страшного суда. В ней — личное моление преподобной за отца и князя Мстислава, которые, будучи врагами на земле, молитвами самой преподобной обретали примирение и упокоение в вечной жизни.

Протодиакон Павел Бубнов, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter