Это просто чума
В середине XIV века в Европу пришла страшная эпидемия чумы. Откуда – установить точно довольно сложно, но, вероятнее всего, из Азии (как неожиданно!); одна из теорий гласит, что из-за холодных лет и неурожаев монгольские суслики мигрировали поближе к человеку и вместе с собой притащили чумных блох. Уже через несколько лет болезнь докатилась до далекой Европы. Удар эпидемии был страшным: погибло от трети до половины всех европейцев; смертность от болезни приближалась к 100 %, а врачи были бессильны перед чумой, и единственной эффективной мерой, которую они могли предложить, были карантины.
Но и эта болезнь закончилась, началась новая жизнь. Как часто бывает после опустошительных эпидемий, для простых граждан она оказалась даже лучше той, что была прежде. Почему? По той хотя бы причине, что из-за изрядно сократившегося населения в Европе появился дефицит рабочих рук, а значит, люди могли требовать больше денег за свой труд. А вот аристократам пришлось туго: маньеризм и изысканность временно ушли в прошлое, уступив место грубости и жесткости.
Трансформировались социальные устои: многие дворяне и священники сильно обеднели, зато голову подняли купцы и ремесленники. Карабкаясь по социальной лестнице, они хотели подчеркнуть свой изменившийся социальный статус. Если раньше дорогие одежды и ткани были прерогативой аристократов, теперь в них стало щеголять все больше нуворишей, как их назовут позднее.
Мужчины одевались ярче. На тканях, из которых шили платья, появлялось все больше узоров – цветочных или геометрических. Туники, которые носили мужчины поверх одежды, превратились в дублеты. Брюки делались все короче. Головные уборы становились все пышней, в моду вошло выщипывание бровей. Все это делалось из желания быть заметными, шумными, мощными – на смену черной смерти пришла яркая жизнь. Портные и ювелиры соревновались друг с другом в пышности одежд и украшений.
Эффект от эпидемий чумы был схожим и спустя столетия. Английский адмирал и автор знаменитого дневника Сэмюэл Пипс, размышляя о последствиях лондонской эпидемии чумы в середине XVII века, выражал опасение, что парики выйдут из моды, так как ходят слухи, будто для их изготовления использовали волосы умерших от болезни. Но опасался он зря: хотя в первые годы после эпидемии спрос на парики и правда снизился, уже через несколько лет они вернулись – еще пышнее, ярче и сложнее.
Венера в мехах
В конце XV века в Европе начались Итальянские войны – стартовав как спор французов за корону Неаполитанского королевства, они быстро переросли этот повод и с переменным успехом продолжались еще более полувека. Но Первая итальянская война, начавшаяся в 1494 году, была особенной. Французы, разгромив противника, вошли в Неаполь и начали праздновать. Однако радость была преждевременной – в конце концов французы были изгнаны. И это оказалось не худшим, что произошло тогда на юге Италии.
Во французских войсках вспыхнула эпидемия сифилиса. Ее причины до сих пор неясны – то ли болезнь с собой принес из Америки Колумб, то ли она уже существовала в Европе, но что-то спровоцировало ее всплеск. Так или иначе, именно оттуда сифилис распространился по континенту и стал «французской болезнью», которая мучила человечество столетиями – до тех пор, пока не изобрели антибиотики.
Лечить сифилис не умели – в лучшем случае человеку могли предложить большие порции ртути, которые иногда действительно приостанавливали или замедляли течение болезни (нередко именно такое лечение могло свести в могилу еще быстрее). С сифилисом пришлось учиться жить – и его влияние на все аспекты человеческой жизни оказалось огромным.
В первые же годы после первой вспышки начало меняться отношение к совместным собраниям и публичному проявлению сексуальности. Люди старались не пить и не есть из общей посуды; поцелуй как форма приветствия стал казаться опасным; а главное, критически изменилось отношение к внебрачному сексу и проституции – они стали восприниматься как нечто опасное и чрезмерно порочное.
Все чаще портные выбирали ткани более темных цветов, а из женских платьев стало исчезать декольте. Наступала эпоха вынужденного пуританства.
Некоторые перемены были напрямую связаны с самой болезнью. На последней фазе сифилиса больной начинает выглядеть не лучшим образом: на коже появляются выпуклые наросты, некротические язвы, нередко выпадают волосы. Считается, что стремление скрыть эти признаки болезни способствовало популярности напудренных париков, а также напудриванию лица. Те же, кого судьба щадила, щеголяли длинными волосами, бородами и усами, чтобы подчеркнуть, что неприятная зараза обошла их стороной.
Еще один подарок сифилиса – солнцезащитные очки. Сифилитики носили их отчасти из-за того, что глаза становились более чувствительны к солнечному свету, а отчасти из-за того, что их нос на последней стадии болезни проваливался – и некоторые прибегали к помощи специальных очков с фальшивым носом, чтобы скрыть недуг.
Новая прививка короля
Оспа относится к тем болезням, которые всегда оставляют после себя следы. Не только на здоровье или психологическом состоянии, но и буквально – на коже. Глубокие оспины отпечатывались на лицах тех, кто переболел и выжил – неслучайно в мире так много фамилий, указывающих на то, что их носитель когда-то был рябым.
Спасение от оспы было делом случая до самого конца XVIII века. Лишь тогда врачи установили, что человек, переболевший коровьей или лошадиной оспой, получает иммунитет от черной оспы – одни заметили эту закономерность, изучая переболевших кавалеристов, другие следили за молочницами и конюхами. Тогда же и появились первые прививки, которые были в те годы довольно рискованным предприятием: на руке человека делался разрез, в рану втирались измельченные оспины животных. Прививки получили самое высокое одобрение; монархи по всей Европе становились первыми привитыми, агитируя поступать так же и придворных, и подданных – далеко не все из них верили в безопасность процедуры, но монарший пример был куда как убедителен.
Во Франции его подал король Людовик XVI, который успешно привился вместе со своими младшими братьями. В честь такого исторического события парижские шляпники изобрели новую прическу – pouf à l’inoculation. В пышной прическе была спрятана серия символических изображений: змея, олицетворявшая лекарство; дубина, символизирующая победу над болезнью; восходящее солнце – аллегория короля и оливковая ветвь, изображающая спасение. Сложная прическа довольно быстро вошла в моду у парижской элиты и стала символом триумфа над оспой, убедившим многих сделать прививку.
И вам не кашлять
С конца XVII века в Европе разразилась эпидемия туберкулеза – своего пика она достигла лишь в середине XIX века. Болезнь, которая была неизлечимой, пугала многих. По распространенности и убийственности туберкулез превосходил почти все прочие болезни: в Лондоне конца XVIII века он был причиной 15–20 % всех смертей, вылечить болезнь врачи были не в состоянии. Все, что оставалось, – облегчить умирающему путь на тот свет.
Со временем к неизлечимости туберкулеза привыкли. Поразительным образом воздействие туберкулеза на человека во многих европейских странах того времени стали воспринимать даже в позитивном ключе. В романтическом представлении, характерном для конца XVIII века, страшная болезнь наделялась соблазнительными чертами: больные (прежде всего женщины) описывались как прекрасные, надмирные создания. В медицинских журналах сообщали, что недуг напрямую связан со степенью развития интеллекта; смерть поэта Джона Китса в 1821 году лишь упрочила этот слух.
Если еще в XVIII веке в моде были крупные формы, то в XIX веке молодые девушки, желавшие добиться внимания, старались выглядеть «по-туберкулезному» – энергично худели, подчеркивали «чахоточный» румянец и подводили глаза, надеясь, что болезненный вид сделает их привлекательнее. Культ худобы распространялся с невероятной скоростью, а туберкулез стал восприниматься как преимущественно «женская» болезнь, связанная, как тогда думали, со «слабостью» женщин.
Со временем врачи поняли, что тесные корсеты сильно увеличивают риск поражения легких. И общество отреагировало довольно быстро: в моду вошли более гибкие и эластичные корсеты. Затем стало понятно, что болезнь может сохраняться долгое время на одежде, – из моды быстро вышли длинные юбки, рукава и платки. Перемены не миновали и мужчин: в начале XX века врачи выяснили, что бороды, усы и бакенбарды (которые были в моде по всему миру – во многом из-за того, что безопасные бритвы могли себе позволить далеко не все) могут служить отличным рассадником для бактерий, вызывающих болезнь. Многие поспешили от них избавиться.
Результат на лицо
В 1918 году, под занавес Первой мировой, в мире началась эпидемия испанского гриппа, или испанки, хотя испанского в этой болезни ничего не было: распространение болезни, по всей видимости, началось из США, но из-за того, что почти во всех воюющих странах была введена военная цензура, первые сообщения в прессе об эпидемии появились в газетах нейтральной Испании. Довольно быстро грипп распространился по всему свету: от Аляски (где вымирали целые населенные пункты) и Австралии – до Шпицбергена (спустя почти век ученые будут изучать могилы в вечной мерзлоте, надеясь найти в трупах вирус того самого гриппа) и Сьерра-Леоне.
Одной из стран, сильно пострадавших от эпидемии, была Япония. Болезнь добралась до нее то ли в апреле 1918 года, то ли уже летом – точно сказать сложно; однако считается, что ее принесли с собой сумоисты, ездившие на соревнования на Тайвань. Борцам сначала диагностировали бронхит и пневмонию – вполне заурядные симптомы для того времени. Однако болезнь начала быстро распространяться и уносить жизни людей – смертность от нее была раз в десять выше, чем от холеры.
Но, несмотря на это, власти забили тревогу лишь в конце октября. Вскоре болезнь охватила практически все префектуры. Невзирая на тяжелое положение, государство и общество были намерены дать отпор. До эпидемии 1918 года медицинские маски в Японии почти не использовались. Теперь же они легли в основу доктрины по борьбе с гриппом: маски, полоскание горла и прививки были объявлены властями главными профилактическими мерами. Об этом писали на уличных плакатах и в брошюрах.
В 12 префектурах полиции было приказано носить маски на улице; их ношение стало обязательным для всех военнослужащих. В некоторых городах люди были обязаны надевать маски при посещении театров и кино, а кое-где власти настаивали на том, чтобы их носили и в общественном транспорте. Поначалу масок на всех не хватало (знакомо, правда?), но производители и продавцы со временем подстроились – да и люди научились делать их самостоятельно. Многие раздавали их бесплатно. Хотя врачи уже тогда указывали, что маски не панацея и эффективны они далеко не всегда, носить их начали до 80 % населения страны.
Испанка унесла в Японии жизни почти 400 тысяч человек, страна пережила пять волн эпидемии. Но японцы показали тогда большую сознательность в противодействии болезни, чем европейцы. А маски навсегда стали частью японской культуры и уличной моды – японцы используют их на протяжении десятилетий. Как во времена эпидемий, так и во вполне мирное время – каждый год в стране их продают на миллиарды йен.
Вы помните то удивительное время, когда мода на маски казалась просто азиатской экзотикой? Их выпускали Gucci и Maison Margiela, в них щеголяли Канье Уэст и A$AP Rocky. Нам всем бы очень хотелось, чтобы маска вновь стала только модным аксессуаром. Но, похоже, этот ставший всемирным тренд с нами надолго.
От пандемии пострадали даже те, у кого все было под контролем
Как мы будем жить в 2020-е? 20 прогнозов от экспертов
Фото: Getty Images: Shutterstock/Fotodom; Diomedia