Еще один план Илона Маска под угрозой

Илон Маск на прошлой неделе подтвердил, что его компания может выпустить первый полностью автономный электромобиль уже в этом году. Однако многие эксперты считают, что эта задача не легче, чем запустить ракету к МКС.  
cruise autonomous vehicle
Courtesy of Cruise

Автомобили давно обвиняют во всех бедах: пробки, глобальное потепление, смерти в ДТП. Считается, что спасение близко, и принесут его две инновации: электромоторы, избавленные от выбросов, и автопилот, снижающий вероятность заторов и аварий. Проблема в том, что вместе эти технологии работают хуже, чем по отдельности. По крайней мере, так считалось до недавнего времени.        

Электромобили в режиме автопилота значительно быстрее тратят заряд батарей – их радары, лидары и прочие датчики увеличивают расход энергии, как и бортовые компьютеры, вынужденные непрерывно обрабатывать огромный массив данных. По оценкам экспертов Ford, в полностью автономном режиме пробег электромобиля уменьшается в два раза, если же в машине включен кондиционер и активно используется мультимедийная система, аккумуляторы разрядятся еще быстрее. Не возлагает больших надежд Ford и на быструю зарядку: эксперты компании считают, что она приведет к ускоренному износу батарей. Именно поэтому компания, планирующая начать выпуск серийных роботизированных машин в 2022 году, пока склоняется к гибридной силовой установке.

«Многие эксперты считают, что первые полностью автономные автомобили могут быть только гибридами, – говорит эксперт Университета Карнеги-Меллона кандидат технических наук Шашанк Шрипад. – Но мы уверены, что автономия совместима и с чистыми электрокарами».

В статье, опубликованной в журнале Nature Energy в прошлом месяце, исследователи из Университета Карнеги-Меллона, прогнозируя потенциальное поведение самоуправляемых автомобилей, пришли к выводу, что некоторые аспекты автономии действительно истощают аккумуляторы, но ряд программных и аппаратных решений способен снизить этот негативный эффект.

Так, на пригородных трассах, где скорость движения достаточно высока, серьезной проблемой становится плохая аэродинамика машин, на крышах которых установлены комплексы датчиков и радаров. Этот фактор сокращает дальность поездки на 5–10 %, но, если удастся сделать эти системы менее громоздкими, таких потерь можно будет избежать. В то же время на городских улицах основной проблемой становятся частые остановки. Автомобиль тратит много энергии на то, чтобы тронуться с места, и если научить его двигаться мягче, чтобы сократить число остановок, это позволит увеличить пробег на одном заряде на 10–15 %.

И все же пока крупные автопроизводители продолжают откладывать выпуск подобных машин. Концерн General Motors, изначально анонсировавший старт проекта беспилотного такси на базе модели Chevrolet Bolt в 2019 году, перенес запуск проекта на неопределенный срок. GM сначала столкнулся с тем, что серийно выпускать автомобили без руля не позволяют текущие требования сертификации, а потом во время тестов опытных образцов в Сан-Франциско выяснил, что беспилотное такси в реальных условиях оказывается значительно медленнее обычного. Машины-роботы уступают дорогу всем вклинивающимся в поток и в целом склонны перестраховываться, что в плотном городском трафике приводит к потерям времени.

Сегодня подразделение GM Cruise, специализирующееся на создании автономного электротранспорта, активно занимается развитием инфраструктуры (в одном только Сан-Франциско ему принадлежит 40 % зарядных комплексов). Вице-президент компании по взаимодействию с госструктурами Роб Грант считает, что, сделав зарядку электромобилей более удобной, Cruise будет проще найти поддержку правительства. «Многие регуляторы особенно пристально изучают устойчивость этой системы, – говорит он. – Наша миссия совпадает с миссией государства по сокращению выбросов парниковых газов». Одновременно идет и разработка машин, которые будут использовать эти зарядки. В начале года GM представил концепт 6-местной автономной маршрутки с электромотором и без руля.

Постепенно переключается на электрокары и компания Waymo из Финикса, которая изначально планировала строить свой флот автономных машин на базе гибридных Chrysler Pacifica, но теперь делает ставку на полностью электрический Jaguar I-Pacе. Впрочем, и полноценного автопилота у них пока нет – машины курсируют по городу с человеком в водительском кресле, задача которого проверять, чтобы все системы работали корректно.  

В общем, чтобы электрические роботизированные машины наводнили наши дороги, нужно проделать большую работу. «Один из аспектов, который мы не затронули в своем исследовании, – социальный, – говорит Шрипад, – Мы не знаем, сколько люди готовы платить за автономный транспорт». Этот вопрос очень интересует и автопроизводителей. Есть ли на него ответ у Маска? Скоро узнаем.

Материал был впервые опубликован на сайте американского Wired.

Вероятно, вам также будет интересно:

Давайте соединим культовые автомобили XX века с передовыми технологиями наших дней

8 самых интересных электромобилей